Марк Шульжицкий: Самое главное – желание победить

В чудеса мало кто верит, но они все-таки иногда случаются. Представьте себе, еще недавно Марк Шульжицкий работал во Владивостоке в спортивном магазине, но его жизнь круто изменилась, когда он стал одним из 32-х тысяч участников проекта Nissan GT Academy, в 2012-м году впервые проводившегося в России.

Прежде всего, от него требовалось продемонстрировать гоночное мастерство на виртуальных трассах игры Gran Turismo 5; затем, уже в финале соревнований, проходившем в Сильверстоуне, куда поехали 14 сильнейших, начались реальные гонки, как на картодроме, так и на легендарной британской трассе. Марк стал победителем и теперь, в январе 2013-го, выйдет на старт марафона «24 часа Дубая» в одном экипаже с известным российским гонщиком Романом Русиновым.

F1News.Ru побеседовал с победителем Nissan GT Academy и с Романом, которые рассказали об этом удивительном проекте, ставшем для Марка главным приключением его жизни.

Вопрос: Что все-таки первично: интерес к автоспорту или интерес к компьютерным играм?
Марк Шульжицкий: Конечно, начинал я с картинга. Мне было 8 лет, когда отец привел меня в клуб и начал со мной заниматься. Я всегда любил автоспорт и следил за всеми событиями, но не было возможности расти и развиваться в этом направлении, потому что все это дорого, сами знаете.

И, конечно, когда была возможность купить SonyPlaystation и игру Gran Turismo 5, я купил, чтобы ездить по тем трассам, по которым хотелось ездить, и пробовать разные машины. Я играл в свое удовольствие и никогда не думал, что когда-то это так мне поможет в жизни. В один прекрасный день проект GT Academy пришел в Россию: я понял, что это мой шанс – и использовал его!

Вопрос: А в картинге каких высот удалось добиться?
Марк Шульжицкий: Я участвовал в региональном чемпионате Приморского края и пару раз его выигрывал. Это было в тот период, когда мне было от 13-ти до 16-ти лет. Были победы, но, как и в любом спорте, были и поражения, и это дало мне многое: я научился выигрывать и, что самое главное, научился проигрывать.

Вопрос: Как вы полагаете, какие качества позволили вам пройти весь этот отбор, одолеть стольких соперников и стать победителем GT Academy в России?
Марк Шульжицкий: Конечно, самое главное – это желание победить. Если этого нет, вы никогда ничего не добьетесь. Второе, это умение бороться колесо в колесо, как в картинге, где постоянная очень плотная борьба, и надо уметь контролировать себя, контролировать эмоции – это очень мне помогло, особенно в финале, когда напряжение доходит до максимальной отметки, но ты должен сконцентрироваться и сделать свою работу.

Вопрос: В августе вы неделю провели в Сильверстоуне, где осваивали различные гоночные дисциплины: что оказалось самым трудным, что произвело наибольшее впечатление?
Марк Шульжицкий: Неделя была очень насыщенной, мы постоянно участвовали в соревнованиях, и это были не только гонки, но и различные физические состязания. Сложнее всего, наверное, оказалось вот что: я никогда раньше не ездил по настоящим большим трассам, и это было непривычно. Трасса широкая, скорости другие, машины другие – такие быстрые автомобили я никогда не водил. Все это было очень интересно.

Вопрос: И тут, наверное, важно было проявить дисциплину и четко выполнять требования инструкторов?
Марк Шульжицкий: Чем я и занимался всю неделю. Сначала старался ездить спокойно и осознанно, слушал все, что говорят инструкторы, российские и английские, максимально впитывал информацию, поэтому с каждым разом мне удавалось улучшать результаты. И под конец я уже не испытывал особых сложностей на трассе, потому что чувствовал себя уверенно.

Вопрос: Какая гоночная техника произвела наибольшее впечатление? Что показалось наиболее интересным?
Марк Шульжицкий: Два автомобиля: Nissan 350Z GT4 и одноместная машина Формулы Ford. Такой техникой я никогда раньше не управлял, поэтому знакомство с ней восхитило и запомнилось.

Вопрос: И теперь вам предстоит 24-часовой марафон в Дубае, в котором вы будете участвовать наравне с профессиональными гонщиками. Каким образом вы к этому готовитесь?
Марк Шульжицкий: Сейчас у нас было три месяца подготовки, опять же в Сильверстоуне: все это время мы занимались и непосредственно гоночной подготовкой, но также физической и психологической. Каждый день был расписан буквально по часам, мы участвовали в различных клубных чемпионатах Великобритании на той машине, на которой мы поедем в Дубае: это Nissan 370 Z GT4.

В некоторых гонках были и хорошие результаты, плюс я участвовал в 4-часовой ночной гонке в Донингтоне – это был первый подобный опыт. Если говорить об опыте участия в 24-часовом марафоне, то это тоже было интересно: 24-часовые соревнования на прокатных картах на одном из английских картодромов. Всего я 8 раз выходил на старт, и в одной из гонок, проходившей на очень скоростной и опасной трассе Castle Combes, победил в своем классе за рулем 320-сильного Nissan 370 Z Group N.

Конечно, очень важно правильно морально подготовиться: гонка в Дубае предстоит очень тяжелая, я понимаю, какая ответственность на меня ложится, и стараюсь думать только о результате. Я должен буду показать стабильную езду без каких-либо происшествий. Гонка длинная, и не так важна максимальная скорость, как стабильность.

Раньше я никогда не занимался усиленной физической подготовкой, а сейчас, конечно, я постоянно в тренажерном зале, постоянно бегаю, езжу на велосипеде, и все такое. За три месяца нас серьезно подготовили в этом плане; мы, например, занимались в специальной комнате, воздух в которой нагревался до 50-ти градусов, и мы там бегали, тренировались, чтобы привыкнуть к нагрузкам, которые ждут нас в Дубае. И сейчас у меня очень приятное ощущение, что я стал более здоровым человеком.

Вопрос: В общем, понятно, что это просто фантастическое приключение, может быть, главное приключение вашей жизни. Каких жертв от вас потребовало участие в этом проекте?
Марк Шульжицкий: Если честно, никаких жертв не было – была только радость, положительные эмоции, ведь такая возможность выпадает только раз в жизни. Может быть, сейчас я нечасто вижу родителей и родственников, но им всегда можно позвонить и пообщаться.

Вопрос: Но это приключение будет длиться несколько месяцев, а о чем вы будете мечтать потом, после того, как выступите в гонке в Дубае?
Марк Шульжицкий: Хотелось бы поехать в Ле-Мане вместе с Романом Русиновым! (смеется)

Роман Русинов: (включаясь в разговор) Скорее, это не мечта, а цель, и к этой цели ты идешь очень хорошо, прекрасно проявив себя в Nissan GT Academy. Мы очень серьезно подошли к отбору участников, сразу выделив для себя шестерых лидеров, и смотрели не только на то, как они управляют автомобилем: важно было увидеть, как они подходят к делу.

А у Марка этот подход был профессиональным с самого первого дня. Он все анализирует, заранее продумывает свои действия, так что его результат был предсказуем: мы сразу понимали, что Марк пойдет очень далеко. Он не только способный, но и очень работящий, что очень важно в нашем виде спорта.

Вопрос: Но одно дело – компьютерные игры, пусть даже высокого уровня. И даже на картодроме можно блеснуть за счет подготовки, которая была получена в юности. Но в какой мере Марк готов к такому испытанию, как 24-часовая гонка в Дубае, которая входит в календарь чемпионата мира по гонкам на выносливость?
Роман Русинов: Думаю, надо начать с PlayStation. Сама по себе игра Gran Turismo очень реалистична, и это знают все, кто в нее играл и доходил до высоких уровней. Вы управляете автомобилем практически в реальных условиях, а если допускаете ошибку, поздно тормозите или раньше открываете газ, происходит все то же самое, что и в реальной жизни. И в данном случае игра дала Марку ментальную подготовку, умение анализировать то, что происходит на трассе с гоночным автомобилем. Да, на практике все выглядит несколько иначе, но теорию ты можешь хорошо понять и выучить за счет гоночной игры.

К примеру, ты входишь в поворот, немножко позже оттормозился и пролетел апекс: ни в коем случае здесь нельзя рано открывать газ, потому что у тебя будет снос передней оси на выходе из поворота. Все это ты можешь понять и проанализировать еще в игре и, соответственно, садясь за руль гоночного автомобиля, ты вспоминаешь, как это было там. Поэтому Марку понадобилось всего несколько кругов по реальной трассе, чтобы понять, что нужно делать. Я бы не сказал, что он готов к такой гонке, как 24-часовой марафон в Дубае. Все-таки Марк был геймером, имевшим небольшой опыт картинга, как и многие участники финала GT Academy. Но он умел анализировать, прогрессировал и, главное, делал это быстрее остальных.

Вопрос: Т.е. в Дубае будет сделана поправка на ограниченный гоночный опыт Марка, и задачи, которые ему предстоит выполнять, будут отличаться от того, чем будет заниматься такой профессионал, как Роман Русинов?
Роман Русинов: Конечно, но в данном случае все прекрасно понимают, что для нас самое главное – добраться до финиша гонки. Поэтому сразу надо правильно выстроить для себя приоритеты: гонка в Дубае – очень сложная и длинная, огромное количество трафика. Так же, как в Ле-Мане, нужно постоянно контролировать другие автомобили на трассе, следить за износом шин, контролировать свои действия, быть максимально собранным, не допускать ошибок, и, главное, идти до конца. Если мы доедем до финиша, я уверен, что у нас будет хороший результат.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.