После пресс-конференции, посвящённой недавно стартовавшему молодёжному первенству SMP F4 Championship, спортивный директор чемпионата Мика Сало в эксклюзивном интервью F1News.Ru рассказал о том, почему он с таким увлечением взялся за этот проект, а также ответил на несколько других вопросов.
Вопрос: Что вас привлекло в этом проекте SMP Racing? Почему чемпионат североевропейской зоны Формулы 4, большинство этапов которого проходят на российских трассах, и в котором в основном выступают российские гонщики, оказался вам настолько интересен, что вы взяли на себя роль одного из его руководителей?
Мика Сало: Всё началось несколько лет назад, я тогда ещё выступал за Ferrari, но провёл одну гонку за SMP Racing. Мы разговорились с Борисом Ротенбергом, и он сказал, что очень хотел бы вывести свой проект на более высокий уровень, а также хотел бы помогать молодым российским гонщикам. Он спросил, готов ли я присоединиться к такой программе?
Я ответил: Да – почему бы нет? Это интересно, ведь я вообще люблю помогать молодёжи и пытался делать это в Финляндии, но там с этим большие сложности, потому что там нет таких людей, как Борис Ротенберг, которые бы тратили собственные деньги на помощь другим. Оказалось, что это практически невозможно.
Тогда он предложил мне заняться этим проектом, и, как уже говорилось сегодня на пресс-конференции, мы стали рассматривать различные варианты, что можно сделать для России? Я побывал на всех трассах – в вашей стране есть прекрасные автодромы, но активность на них очень низкая: проводятся только соревнования по турингу и гонки на каких-то очень старых формулах, и всё это организовано не лучшим образом.
Я поговорил с Берни Экклстоуном, и он попытался навязать нам машины серии GP3, но они слишком дорогие и слишком быстрые для таких молодых гонщиков. И в тот самый момент FIA вдруг объявила об организации новой Формулы 4, которая идеально подошла для наших планов. Такой чемпионат помогает становлению молодых гонщиков: в нем можно участвовать начиная с 15 лет.
Мне очень хотелось бы, чтобы такой чемпионат существовал тогда, когда я был молодым. Мне пришлось до 18 лет выступать в картинге, прежде чем я смог перейти в Формулу Ford. Так что, конечно, мы решили этим заняться. Но предстояло определиться, как мы будем это делать? И тогда удалось привлечь финскую компанию Koiranen GP, им это оказалось интересно, и в итоге мы смогли объединить все наши машины в единую команду, что обеспечивает одинаковый и справедливый подход ко всем гонщикам.
Например, в итальянской Формуле 4 доминирует команда Prema, у которой больше денег, чем у остальных. И если ты выступаешь не за эту команду, то никогда не выиграешь ни одной гонки. В том чемпионате выступают машины разных уровней, а у нас все машины одинаковые, что позволяет сразу определить, кто из гонщиков лучше. А это помогает продвигать самых талантливых.
Разумеется, лучшим из наших пилотов, которые умеют справляться с прессингом, обладают наиболее развитыми профессиональными навыками, мы постараемся помочь как можно быстрее перейти в гоночные категории более высокого уровня. При этом у нас есть ребята, которые, как мы видим, не смогут дойти до Формулы 1 – но ведь SMP Racing принимает участие и в гонках спортпрототипов, и в GT. И таких парней мы можем перевести в эти серии.
Раньше у SMP Racing была проблема: в рамках их программы выступали совсем юные картингисты и зрелые профессионалы, которым уже за 30. И не было ничего между этими двумя категориями – возрастной разрыв очень большой. Именно поэтому было решено заняться молодёжью и с нуля создать в российском автоспорте совершенно новую структуру.
Вопрос: Позади первый этап чемпионата, успешно прошедший на финской трассе Ахвенисто, а в этот уик-энд гонка Формулы 4 впервые пройдёт на автодроме Moscow Raceway. Вы удовлетворены тем, как начался сезон, всё ли идёт так, как запланировано, или пока ещё есть над чем работать?
Мика Сало: Конечно, работы всегда много, но я этому только рад. Знаете, какая проблема у нас была зимой? Мало кто верил, что мы сможем осуществить наш проект. Говорили, что с нашим чемпионатом ничего не получится. Поэтому финские и эстонские гонщики, а также ребята из других стран Северной Европы предпочли выступать в других сериях. Но теперь они видят, что всё идёт, как надо, и уже думают, что поступили опрометчиво, и надо бы вернуться! (смеётся) Но сейчас уже поздно.
Значит, в этом году мы должны добиться, чтобы наш чемпионат был привлекательным, чтобы гонки проходили на очень высоком уровне, и тогда в 2016-м у нас будет много молодых парней!
Вопрос: Что вы можете сказать о ваших гонщиках? Вы уже заметили среди них тех, кто в будущем станет новыми Кими, Валттери, Миками или Квятами?
Мика Сало: Думаю, в нашем чемпионате есть человек шесть, кто немного опережает остальных. Но пока все эти ребята очень молоды, и никогда нельзя загадывать, как дело пойдёт дальше. До этого они никогда не гонялись на таких машинах, так что, может быть, кто-то будет набирать скорость постепенно. Но, например, вчера у нас на тестах за руль машины Формулы 4 впервые сел Александр Вартанян – вот из него вырастет отличный гонщик!
Из пилотов, которые выступают в нашем чемпионате, я никого не хочу выделять, но уже вижу, что некоторые из них явно имеют задатки для этой профессии. И всё-таки надо помнить, что им пока только по 15-16 лет, им предстоит очень многому научиться, освоить эти машины. Кстати, парней, которые могут быстро ездить, много. Но вы должны уметь правильно мыслить, чтобы распределить силы на весь уик-энд, ведь в Формуле 4 он включает три гонки. Научиться правильно мыслить – это главное для всех наших гонщиков. И пока это умеют далеко не все.
Вопрос: Насколько можно понять, этот проект SMP Racing интересен не только для России, но и для вашей страны?
Мика Сало: Я очень рад, что занимаюсь этим проектом, ведь хотя его основная идея состоит в поддержке молодых российских гонщиков, в этом чемпионате также могут принимать участие и финские ребята, которые пока ещё школьники. Некоторые наши гонки проходят на финских трассах, недалеко от тех мест, где они живут, так что уже в понедельник после окончания уик-энда они спокойно идут в школу и не пропускают занятия.
Ведь если они гоняются в Италии, то обязательно пропускают уроки в понедельник, а уже в четверг или в пятницу их уже снова нет на занятиях. В нашем же случае обходится без пропусков уроков. В общем, для меня важно, что благодаря Формуле 4 мы одновременно помогаем финскому автоспорту, и эстонскому тоже. Так что сейчас наша цель состоит в том, чтобы провести хороший сезон, а на следующий год ситуация пока остаётся открытой, ведь это чемпионат североевропейской зоны, и мы можем проводить больше гонок в других странах. Но основное внимание будет уделяться молодым российским гонщикам.
Вопрос: В чём ваша личная цель на этот сезон? Просто провести сезон как можно лучше, или чтобы кто-то из гонщиков вашего чемпионата уже в следующем году перешёл в категорию более высокого уровня – в Формулу 3 или GP3?
Мика Сало: Победитель нашего чемпионата получит большую сумму призовых (350 тысяч евро), хотя и вице-чемпион тоже (150 тысяч евро), и, конечно, этим двум парням мы сразу поможем двигаться дальше. Главная цель на этот год – добиться, чтобы наша Формула 4 стала успешной, но также в том, чтобы найти новые источники финансирования, чтобы проект стал коммерчески привлекательным. Все страны Северной Европы уже проявляют интерес, хотят, чтобы у нас выступали их гонщики, а это означает появление новых рекламодателей и дополнительные средства.
Так что наш чемпионат должен расширяться и стать долгосрочным проектом.
Вопрос: А теперь несколько вопросов о Формуле 1. В этом году вы бываете не на всех гонках, но, конечно, следите за тем, что происходит в чемпионате. Что вы думаете о возможных изменениях в регламенте, предложенных Стратегической группой? Вы поддерживаете возврат дозаправок, более широких шин и более мощных моторов?
Мика Сало: Это просто отличные новости! Дело в том, что мне не понравилось, когда Формула 1 перешла на современный регламент, когда изменился звук моторов, внешний вид машин, а скорости заметно упали. Будет здорово, если мы вернёмся к быстрым машинам и к дозаправкам, потому что при этом возрастёт роль команд.
Я считаю, что современные пит-стопы, которые проходят меньше чем за три секунды, по-своему опасны, ведь сейчас ситуацию практически невозможно контролировать. Поэтому я за то, чтобы команды более активно участвовали в этом процессе, чтобы звук машин стал громче, а силовые установки – мощнее. Это будет настоящая Формула 1. Я безусловно поддерживаю такие перемены.
Вопрос: У вас большой опыт работы на Гран При в роли третьего стюарда. В ходе недавней гонки в Монако было несколько ситуаций, по поводу которых мнения разделились, поскольку стюарды принимали несколько противоречивые решения. В частности, Фернандо Алонсо был наказан после одного из инцидентов, а Даниэль Риккардо, вытолкнувший с траектории машину Кими Райкконена – нет. Что вы думаете по этому поводу?
Мика Сало: Я не читал отчёты стюардов по итогам этих эпизодов, поэтому не могу давать свои оценки, но готов согласиться: судейские решения должны быть более последовательными. Всё время идут дискуссии, чтобы этого добиться. Сейчас у нас есть специальные таблицы штрафов, но процесс принятия решений всё равно зависит от конкретных стюардов.
Возможно, было бы проще, если бы по ходу сезона к этой работе привлекалось меньше разных людей, ведь сейчас чуть ли не на каждой гонке у нас разные стюарды. Я работаю в этой роли два-три раза в году, а в остальных Гран При меня кто-то меняет. По-моему, проблема именно в этом. Было бы правильнее, если бы состав судейской бригады был более стабильным, тогда и решения будут выноситься более последовательно.
Вопрос: Вы ведь наверняка общаетесь с Кими Райкконеном и Валттери Боттасом: что вы думаете об их выступлениях в этом сезоне?
Мика Сало: Да, конечно, мы общаемся. Как всегда, всё дело в машинах. Ferrari удалось добиться значительного прогресса, хотя у Кими сейчас небольшая проблема – слишком быстрый напарник! (смеётся) Пока Райкконен немного медленнее, чем Феттель, и ему нужно существенно улучшить результаты в квалификациях, если он хочет побеждать в гонках. Что касается Валттери, то в этом году Williams не в лучшей форме, но надеюсь, что им удастся повысить скорость, и мы ещё увидим на подиуме двух финских гонщиков. Впрочем, по-моему, Williams будет сложно угнаться за Mercedes, Ferrari и Red Bull.
Вопрос: Похоже, что совсем скоро гонщиков Red Bull Racing и Макса Ферстаппена из Toro Rosso начнут штрафовать за использование дополнительных моторов. Насколько это справедливо?
Мика Сало: Да, я в курсе этой ситуации, но все в равных условиях, так что всё справедливо, но просто Renault в этом году недостаточно хорошо работает. По-моему, в Red Bull уже однозначно дали понять, что их это не устраивает. Так что в Renault явно должны прибавить, хотя в этом году они уже проиграли чемпионат. В Формуле 1 у тебя просто нет времени на такие ошибки.