По случаю подписания контракта с Максом Ферстаппеном Toro Rosso устроила в пресс-день Гран При Бельгии брифинг для международной прессы с руководителем команды Францем Тостом. В течение получаса австриец говорил о таланте молодого голландца, ситуации, в которой оказался Жан-Эрик Вернь, и о Данииле Квяте.
Вопрос: Франц, насколько велика лично ваша роль в принятии решения о подписании контракта с Максом Ферстаппеном? Вы следили за ним раньше?
Франц Тост: Я следил за ним на протяжении нескольких лет, когда он был ещё в картинге. Я видел ту гонку, когда он выиграл чемпионат Европы, я видел ту, когда он выиграл чемпионат мира. У доктора Марко и Red Bull хорошо наметан глаз, они всегда следят за столь квалифицированными гонщиками. К счастью, Red Bull удалось заключить с ним контракт, теперь он станет пилотом Toro Rosso.
Вопрос: В молодёжную программу Red Bull Макс вошел недавно. Почему, если он давно обратил на себя внимание, Ферстаппен-младший стал членом молодежной программы только летом?
Франц Тост: Если вы думаете, что доктор Марко вышел на контакт с ним только в июне-июле, то это не так. Они общались долгое время перед подписанием. Вы знаете, что и другие команды были заинтересованы, чтобы заключить с ним контракт. К счастью, Red Bull удалось выиграть эту схватку.
Вопрос: Склонило ли чашу весов в вашу сторону то, что ему сразу было предложено выступать в Формуле 1?
Франц Тост: Может быть. Вы должны спросить его, его менеджмент. Для меня лично не имеет значения, по какой причине это произошло. Я просто очень доволен тем, что теперь он пилот Toro Rosso. Надеюсь, мы предоставим ему хорошую и надежную машину. Я убежден, он справится.
Вопрос: Что убедило вас, в Toro Rosso и Red Bull, что пилот, который еще даже не завершил свой первый год в формулах, будет хорош в высшей категории автомобильного спорта? Со стороны кажется, что сажать парня со столь небольшим опытом в Формулу 1 – это большой риск...
Франц Тост: Я не вижу никакого риска, если мы говорим об этом конкретном гонщике. Если вы посмотрите: как я уже сказал ранее, он выиграл абсолютно все в картинге, он выиграл чемпионат Европы, он выиграл – с легкостью – в прошлом году чемпионат мира. Он пришел в Формулу 3 и сразу стал одним из лидеров [Евросерии]. Из 27 гонок, если я не ошибаюсь, он в 17 финишировал в топ-5, восемь выиграл, а в остальных не смог финишировать из-за технических проблем.
Если вы наблюдали за его гонкой, для примера, на Норисринге… Это была дождевая гонка. Норисринг проезжается за 50 секунд. При этом, на каждом круге он был на 1,5 секунды быстрее остальных. Это уже звучит убедительно. Но что еще более убедительно – это то, как он контролировал машину. Просто для примера – [поворот] Дутцендтайх: он тормозит перед ним – машина стабильна, никакой пробуксовки; он разгоняется – машина стабильна, ее не срывает с траектории. Очень плавная смена направления, и он уже устремляется к следующему повороту.
Его чувство скорости, чувство сцепления с трассой невероятны. Для меня это один из самых одаренных пилотов своего поколения. Ему 16 только на бумаге. Если вы говорите с ним, если вы видите, как он обращается с машиной, он намного более зрел. И именно поэтому я за него не беспокоюсь. Я уверен, он отлично справится со своей работой в следующем году. С этим пилотом у меня нет сомнений.
Вопрос: У вас будут два очень молодых пилота, практически без опыта. Насколько тяжело в такой ситуации работать с машиной, над её развитием?
Франц Тост: Вы всегда должны помнить об истории Toro Rosso. Дитрих Матешиц и Red Bull решили построить эту команду, чтобы дать шанс молодым пилотам прийти в Формулу 1, для того, чтобы здесь пилоты проходили подготовку для Red Bull Racing. Конечно, в гонках и при работе над машиной возникают ситуации, когда опыт может помочь команде или пилоту. Но эти два пилота, Даниил Квят и Макс Ферстаппен, оба обладают огромным гоночным опытом. Они начали заниматься картингом в 6-7 лет. Сейчас, когда им по 16-19 лет, у них уже за плечами целая карьера, 10-12 лет опыта выступлений в гонках.
Они не начинают с нуля. С тем опытом, что у них есть – я могу это видеть сейчас в случае с Даниилом, чья техническая подкованность на очень высоком уровне – вы не чувствуете, что они дебютанты. Да, может быть, в первых двух-трех гонках это было не совсем так. Потому что когда он, например, приехал в Мельбурн, он не знал трассы, все было в новинку… Но после двух-трех гонок он запрыгивал в машину, выезжал на трассу и выполнял свою работу на отлично.
Вопрос: То, что Даниил так здорово показал себя в этом году, помогло вам в каком-то смысле принять решение в пользу подписания контракта с Максом?
Франц Тост: Нет, к истории Даниила это не имеет никакого отношения. Вы просто не можете сравнивать. Вы не можете сказать: "Окей, у нас получилось с этим молодым парнем, теперь получится и с этим". Каждую ситуацию надо рассматривать в отдельности. Ситуация с Максом в данный момент сложилась такая: после его фантастических гонок в Формуле 3, из-за его – по моему мнению – экстраординарного чувства машины, из-за его способностей и, конечно, из-за того, что философия Toro Rosso заключается в том, что за нее выступают молодые пилоты, привела к тому, что теперь он в команде.
Этот сезон в европейской Формуле 3 – очень сложный. Для меня лично, из всех серий для молодых пилотов, в этом году Евросерия Ф3 – это самая конкурентоспособная. Там очень много сильных пилотов. Как Окон, как Фуоко, многие другие. Они все быстрые гонщики. Если вы посмотрите на другие категории – там выступают один-два по-настоящему сильных пилота, но в Формуле 3 в этом году уровень реально очень и очень высок. Прийти туда из картинга, минуя другие младшие категории, и выиграть столько гонок – это нечто особенное.
Вопрос: Если мы посмотрим на историю Toro Rosso: традиционно один пилот уходил и его место занимал более молодой, а еще один оставался в команде. Сейчас у вас два очень талантливых и очень молодых гонщика. Кажется ли вам, что с ними двумя вы будете работать дольше, чем с другими?
Франц Тост: Я не знаю. Для нас будущее – это 2015 год. В 2015 году они будут выступать за нас оба, а потом мы посмотрим, что случится дальше. Многое зависит и от того, что происходит в Red Bull Racing. До тех пор пока их пилоты останутся на своих местах, мы, скорее всего, тоже сохраним своих пилотов. Я надеюсь, в следующие два-три года они останутся с нами. Но многое будет зависеть от решения Red Bull.
Вопрос: Каков, по вашему мнению, следующий шаг для Жана-Эрика Верня?
Франц Тост: Прежде всего, я молю Господа, чтобы наша машина была надежна, и чтобы он как можно чаще видел клетчатый флаг в оставшихся гонках. Потому что Жан-Эрик – очень одаренный пилот. Если ему дать хорошую машину, он справится со своей работой очень хорошо. Я надеюсь, что вторая половина сезона сложится для него более удачно, и он получит место в другой команде Формулы 1.
Вопрос: Герхард Бергер был раньше одним из руководителей команды, вы оба австрийцы, он сейчас занимается Формулой 3. Он делился с вами информацией о Максе?
Франц Тост: Насколько вы знаете, Герхард Бергер помог FIA выстроить новый чемпионат Европы, и я всегда нахожусь с ним в контакте. Конечно, мы говорим с ним о разных пилотах. И, само собой, так как Евросерия Формулы 3 находится под его постоянным наблюдением, он часто говорил мне, что Макс Ферстаппен справляется со своей работой и обладает особенным талантом.
Вопрос: Мы говорим о таланте масштаба Кими Райкконена?
Франц Тост: Это мы увидим через 3-5 лет. Сейчас об этом говорить сложно. Чтобы выиграть чемпионат, должны совпасть ещё несколько факторов. Наша цель на данный момент – предоставить ему конкурентоспособную и надёжную машину. Я уверен, он будет самым молодым в истории пилотом, набравшим очки. Остальное – посмотрим…
Вопрос: У вас уже есть понимание, когда он дебютирует за рулем Формулы 1?
Франц Тост: Он будет участвовать в демонстрационных заездах в Роттердаме, на следующей неделе мы проведём подгонку сиденья в Фаэнце. В течение нескольких недель мы хотим провести тесты, чтобы он поработал с машиной трехлетней давности. Потом будет видно.
Вопрос: У него будут пятничные тренировки?
Франц Тост: Да, в конце года мы хотим это сделать. Мы хотим дать ему как можно больше времени за рулем машины Формулы 1, настолько много километров, насколько это возможно. Я ожидаю, что по крайней мере начиная с Остина, он будет пилотировать машину в ходе пятничных тренировок. Наверное, это будут Остин, Сан-Паулу и Абу-Даби. Потом у него будет ещё день за рулем в Абу-Даби на тестах.
Вопрос: Если посмотреть на историю пилотов, выступавших за Toro Rosso, то немногим из них удалось найти место в Формуле 1 после того, как вы отказались от их услуг. Не кажется ли вам, что другие команды обращают на них недостаточно внимания?
Франц Тост: Что касается Жана-Эрика: я очень надеюсь, что ему удастся получить место в Формуле 1. Потому что он не смог до конца раскрыть свой потенциал из-за команды. Машина просто была недостаточно надежной. Я надеюсь, что во второй половине сезона у него будет шанс показать, на что он действительно способен. Для меня очевидно, что он заслужил остаться в Формуле 1.
Вопрос: Ферстаппен настолько хорош, что у вас не осталось выбора?
Франц Тост: Давайте не забывать о философии Toro Rosso. Это команда для молодых пилотов. После трех лет вы уже не можете считаться молодым пилотом.
Вопрос: То есть, Жану-Эрику в любом случае пришлось бы покинуть Toro Rosso? Даже если бы команда не получила контракт с Ферстаппеном?
Франц Тост: На этот вопрос очень сложно ответить, потому что ситуация сложилась по-другому. Макс был подписан. Но из молодых пилотов – по крайней мере для меня – Ферстаппен является самым квалифицированным.
Вопрос: Последний шанс перейти в Red Bull был у него в прошлом году, а не в этом? Когда Марк Уэббер ушел, а Даниэль победил в схватке с Жаном-Эриком. Именно тогда Вернь упустил свой шанс?
Франц Тост: Что касается Red Bull, наверное, да. В прошлом году был его лучший шанс [перейти в главную команду].
Вопрос: Жан-Эрик – лучший из тех пилотов, которые когда-либо покидали Toro Rosso, но не попадали при этом в Red Bull Racing?
Франц Тост: Из тех пилотов, которые были у нас, мне кажется, да, он лучший. Себастьен Буэми был тоже очень хорош, что он сейчас доказывает в составе Toyota [в гонках на выносливость].
Вопрос: Если отвлечься от пилотов: как вы оцениваете первую половину сезона для команды?
Франц Тост: Нам надо разобраться с надежностью. Взять ситуацию под контроль. Мы все еще страдаем из-за того, что у нас было столько проблем на предсезонных тестах. По ходу чемпионата нам пришлось разбираться с проблемами, которые обычно решаются зимой. Я надеюсь, что сейчас у нас все под контролем.
Но я вынужден констатировать, в одной из ближайших гонок Даниилу Квяту придется потерять десять позиций на старте из-за того, что нам придется установить новый двигатель. Он уже использовал все пять отведенных на сезон, и это доказывает, что мы до сих пор испытываем проблемы. Что касается Верня: мы тоже на пределе с точки зрения ресурса двигателей. Возможно, нам удастся в его случае избежать штрафа, но ситуация тоже непростая. Я надеюсь, что нам удастся справиться с этой дилеммой.