Какие эмоции испытывает профессиональный гонщик, когда следит за выступлениями собственного сына в Формуле 1? А если его напарник – тоже дебютант с известной фамилией? Именно в такой ситуации в этом году оказались двукратный чемпион WRC Карлос Сайнс-старший и бывший гонщик Формулы 1 Йос Ферстаппен. В обстоятельном интервью официальному сайту чемпионата они рассказали о впечатлениях от дебютного сезона Карлоса и Макса.
Вопрос: Что вы думаете о дебютном сезоне ваших сыновей?
Йос Ферстаппен: Должен признать, что Макс потрясающе выполнил свою работу. Всем известно, насколько сложно начинать карьеру в Формуле 1. Нам повезло дебютировать в Toro Rosso, ведь она построила конкурентоспособную машину, которая дала ему шанс. Я очень доволен.
Карлос Сайнс-старший: Всё прошло очень успешно. Если не принимать в расчет небольшие проблемы, то это был успешный сезон. За первый год надо многому научиться. Вам могут давать советы, вы можете внимательно их слушать, но понять всё это можно только тогда, когда вы пришли в чемпионат и увидели всё своими глазами. Карлос столкнулся с рядом технических проблем, так что его сезон был не такой уж простой. Но я вполне доволен.
Вопрос: Карлос и Макс очень молоды, но им обоим пришлось быстро повзрослеть в этом сезоне. Вы заметили какие-то перемены?
Йос Ферстаппен: Да. Я помню, каким был Макс, когда дебютировал в Мельбурне, а когда я смотрю на него сейчас, я понимаю, что его жизнь полностью изменилась. У него сформировался очень сильный характер, он стал профессионалом. Во многих отношениях сын стал другим человеком.
Вопрос: Вас что-нибудь удивило?
Йос Ферстаппен: Не могу сказать, что удивило, но я с любопытством заметил, что теперь в нем сочетаются два разных человека: на трассе это профессионал высшего уровня, а дома это тот же Макс, каким он был все эти годы.
Вопрос: Карлос, вы заметили какие-либо серьезные перемены в вашем сыне?
Карлос Сайнс-старший: Он стал гораздо более зрелым и профессиональным гонщиком. Опыт невозможно купить – его надо накопить. Его характер сильно изменился за время, прошедшее между Гран При Австралии и Абу-Даби.
Вопрос: Не так давно он сказал, что хотел бы, чтобы из его фамилии исчезло слово «младший». Возможно, ему пока не удалось этого добиться…
Карлос Сайнс-старший: Ха, это просто: нужно подойти к машине и снять этот стикер, а затем всем сказать: «Парни, я уже не Карлос Сайнс-младший, а Карлос Сайнс!» Я не стал бы возражать (смеется). Но мне кажется, «старший» или «младший» всегда сопровождает фамилию, когда у отца и сына одинаковое имя, и особенно, если отец по-прежнему выступает, хотя бы иногда.
Вопрос: Похож ли их дебют на ваши первые годы на вершине автоспорта?
Йос Ферстаппен: Макс гораздо успешнее. В дебютном сезоне я часто попадал в аварии. Моим напарником был Михаэль Шумахер – один из лучших гонщиков в истории, и мне пришлось с ним бороться. Я постоянно выкладывался, допускал много ошибок, а это не очень хорошо в дебютном сезоне. Макс справляется гораздо лучше.
Карлос Сайнс-старший: Мне немного сложно сравнивать, поскольку ралли отличается от Формулы 1! Но я должен признать, что сейчас я изменился как отец и узнал много нового. Раньше я не был на большинстве трасс, не следил столь пристально за ходом гоночного уик-энда, так что мне тоже пришлось учиться.
Но вспоминая начало своей карьеры, я могу подтвердить то, что сказал Йос: я тоже допускал много ошибок, хотел сразу добиться слишком многого. В первый год выступлений я сошёл с дистанции в трех первых ралли за рулём Toyota! Я был очень быстр, но слишком сильно гнал – мозги всегда включались слишком поздно! (смеется)
Вопрос: Какое у вас первое воспоминание о выступлении сына в гонках?
Йос Ферстаппен: Я отлично помню первую гонку Макса. Ему было семь. Это был очень странный опыт: ты понимаешь, что можешь дать совет, поддержать его, но как только стартует гонка, он всё должен сделать сам.
Карлос Сайнс-старший: В случае с Карлосом всё было немного иначе. Ему было около шести лет, и он выступал на крытом картодроме. На одном из картов, ехавших впереди, сломалась цепь и попала в два следующих карта, за рулем одного из них ехал Карлос. В тот момент я подумал, что вероятно еще слишком рано. Я немного волновался, но с ним всё было в порядке.
Вопрос: Когда вы поняли, что ваши сыновья пойдут по вашим стопам?
Йос Ферстаппен: За три года выступлений в юниорских категориях картинга Макс участвовал в 65 гонках и выиграл 64 из них. Очевидно, что его цель – победа и только победа! После этого стало понятно, что он хочет стать гонщиком.
Вопрос: В случае с Карлосом это было столь же очевидно?
Карлос Сайнс-старший: Когда Карлос начинал гоняться на крытых картодромах, я еще активно выступал в ралли, поэтому не хотел торопить события. Мне кажется, это стало понятно, когда ему было около 10 лет. Тогда я заметил, что он серьезно к этому относится, и сказал ему, что сделать карьеру в автоспорте будет сложно. Здесь нужна целеустремленность. Конечно, я хотел, чтобы он продолжал учёбу, поскольку не был полностью уверен в том, насколько серьезно он относится к делу, насколько он конкурентоспособен. Мы нашли компромиссы и договорились. Но очень скоро стало понятно, что он действительно хочет пойти по этому пути.
Вопрос: Вы предупреждали своих сыновей, что они выбрали долгую и трудную дорогу, требующую серьёзных жертв?
Йос Ферстаппен: Конечно, я рассказал, насколько сложным всё может оказаться, так что, мы это обсуждали. Но если вы видите, что они талантливы и нацелены на успех, то даёте им шанс попробовать. А затем мы постарались сделать всё максимально профессионально. Но не поймите меня неправильно: Макс отлично провёл сезон. Но это всё равно нелегко, ведь Формула 1 совершенно непредсказуема!
Карлос Сайнс-старший: Я сказал Карлосу, что в спорте всегда сложно сделать карьеру. Здесь нужен профессионализм, дисциплина и целеустремлённость. К тому же, эта карьера может оказаться довольно короткой. Я понимаю, что в случае с Максом и Карлосом, многие могут спросить: «Это отец хотел, чтобы сын занялся автоспортом, или это его собственное решение?» Мне кажется, теперь это понятно любому скептику – это решение сына! (смеется)
Вопрос: Какие у вас были эмоции, когда вы узнали, что ваши сыновья получили контракт с командой Формулы 1?
Йос Ферстаппен: Честно говоря, такой была наша цель. Вы очень довольны, когда подписываете контракт, но как только чернила высыхают, становится понятно, что это только начало, а впереди непростые времена, и нужно постоянно добиваться успехов, избегая ошибок, ведь как только вас сочтут неконкурентоспособным, будет сложно остаться в Формуле 1.
Карлос Сайнс-старший: Я был рад и вместе с тем сохранил реальный взгляд на вещи. Как сказал Йос, я тоже понимал, что это начало чего-то более серьезного и сложного. Это произошло довольно поздно для Карлоса, поэтому мы долго жили в надежде и страхе, но наконец, это случилось. Отец и сын довольны!
Вопрос: Вы часто даёте советы сыновьям?
Йос Ферстаппен: Всё меньше и меньше. Они оба понимают, что именно нужно делать, и что самое важное. Оба отлично обосновались в команде. Должен признать, я никогда не обсуждаю с Максом машину во всех подробностях – просто потому, что он лучше всё знает!
Карлос Сайнс-старший: Мне кажется, Максу и Карлосу повезло, ведь Toro Rosso отлично подходит для того, чтобы учиться, и я рад, что они оказались там одновременно, поскольку они мотивируют друг друга. Если напарник быстр, то лучше не расслабляться, а всё до нюансов анализировать и сохранять концентрацию.
Сейчас они набираются опыта, и это здорово. Макс отлично провёл сезон, и это хорошо для Карлоса. Мне кажется, нечасто бывало, чтобы команда приглашала двух дебютантов, и у нее нет гонщика, который служил бы ориентиром. Но её смелость была вознаграждена!
Вопрос: Вы бы предпочли, чтобы напарником вашего сына стал более опытный гонщик?
Йос Ферстаппен: Я так не думаю. Как сказал Карлос, они мотивируют друг друга, и в результате оба становятся лучше. Оба прогрессируют. А наш ориентир – Red Bull Racing. Посмотрите, во многих гонках мы были очень близки к ним, а иногда даже оказывались впереди – это достаточно хороший ориентир.
Вопрос: Какой самый важный совет вы дали сыну?
Карлос Сайнс-старший: Я часто давал советы в зависимости от ситуации. Уверен, что Йос может сказать то же самое. Мне кажется, самое главное – они знают, что у каждого из них есть человек, который их поддерживает и говорит им правду.
Вопрос: Вы подбадриваете их, когда что-то не ладится?
Карлос Сайнс-старший: Конечно. У всех бывают успехи и неудачи – а в этом спорте особенно!
Йос Ферстаппен: Именно для этого существуют отцы. Но должен признать, что пока ни у кого не было серьезных неудач – это всё упрощает.
Вопрос: Йос, Макс уже повторил ваш лучший результат в квалификации и заработал гораздо больше очков, чем вы. Когда он сравняется с вами по числу подиумов?
Йос Ферстаппен: Ха! Мне кажется, что такой шанс появится уже в следующем году. У меня хорошее предчувствие.
Вопрос: Карлос, вы видели, как ваш сын попал в серьезную аварию. Как вы с этим справились и удивились ли, что на следующий день Карлос уже участвовал в гонках?
Карлос Сайнс: К счастью для меня, я не поехал в Сочи. Я смотрел трансляцию по ТВ и должен признать, что никому не пожелаю пережить подобные 17 минут. У нас не было никакой информации. Карлос находился в машине, и мы не знали, что происходит, поэтому почувствовали огромное облегчение, узнав, что с ним всё было в порядке.
Поэтому Гран При России останется в моей памяти как гонка, в которой, к счастью, с Карлосом ничего не произошло, и он смог без проблем восстановиться уже на следующий день. Если бы не проблемы с тормозами в гонке, он мог бы финишировать пятым. Это фантастическое достижение после столь серьезной аварии.
Вопрос: Вы оба весьма конкурентоспособные гонщики и всегда любили борьбу на трассе. Что вы чувствуете, когда ваши дети занимаются тем, что вы, вероятно, хотели делать сами? Испытываете ли вы зависть?
Йос Ферстаппен: Нет. Я рад за Макса. Он идёт своим путем. Недавно он переехал в собственную квартиру. Да, иногда непросто за этим наблюдать, но это помогает им в будущем. Мы оба знали, что это произойдет, поэтому вы постепенно отходите в сторону. Это его жизнь, и он должен прожить её так, как хочет.
Карлос Сайнс-старший: Я рад, что Карлос решил пойти по этому пути и выступать в Формуле 1. Я доволен тем, чего добился, и всё равно люблю ралли больше, чем Формулу 1. А после одного сезона поездок на Гран При – тем более! (смеется) Это его жизнь, и, как сказал Йос, со временем мы превратимся просто в зрителей.
Вопрос: Вы рады, что оба смогли дать сыновьям шанс исполнить свою мечту?
Йос Ферстаппен: Мы им помогли, но больше зависело от них – они боролись за это. Мы сделали всё, что можно, чтобы они достигли максимума, но они должны были сами заслужить этот шанс. Если бы Карлос и Макс не добились таких успехов в молодежных сериях, то не смогли бы попасть в Формулу 1. Эти парни сами создавали себе возможности. Они уже продемонстрировали свой потенциал.
Карлос Сайнс-старший: Мне кажется, известное имя может открывать двери, но дальше надо двигаться самостоятельно. Именно это они и сделали, поскольку всегда наступает момент, когда всё зависит только от ваших собственных результатов.
Вопрос: Как вы думаете, когда ваши сыновья начинали карьеру, у них возникали проблемы из-за того, что они носили фамилию известного гонщика?
Йос Ферстаппен: Нет, дело не в этом. Мне кажется, что им пришлось бы сложнее, если бы они не смогли добиться успеха.
Вопрос: Как отцы, которые гордятся сыновьями, вы думаете, что у них есть шанс завоевать титул?
Йос Ферстаппен: Конечно, мы желаем им всего наилучшего. Но судя по их сезону, я предполагаю, что у них отличные шансы в Формуле 1.
Карлос Сайнс-старший: Полностью согласен. Они оба блестяще провели сезон. У обоих хороший возраст – Формуле 1 нужны новые люди! Карьера некоторых гонщиков подходит к концу, и теперь появляются молодые парни – а Макс и Карлос среди этих новичков.
Вопрос: Так как обстоят дела с титулом?
Йос Ферстаппен: Конечно, я надеюсь, что им удастся его завоевать! (смеется) Мы здесь именно ради этого, а не для того, чтобы заполнить свободные места на стартовом поле. Но чтобы завоевать титул, надо оказаться в нужное время в нужном месте. Опять же задача отцов – помочь им сделать так, чтобы всё получилось!