В Малайзии Red Bull удалось прервать неудачную серию, команда решила проблемы с надёжностью, уверенно завоевала дубль, и в Шанхай Себастьян Феттель приехал одним из фаворитов предстоящей гонки. Накануне уик-энда немец комментировал свои ожидания в групповом интервью…
Вопрос: Себастьян, в 2009-м вы выиграли эту гонку, а сейчас считаетесь одним из фаворитов. Изменились ли ваши ощущения по сравнению с прошлым годом?
Себастьян Феттель: Я помню прошлогоднюю победу, как помню и первую победу в 2008-м, в Монце, но они ничего не меняют – в предстоящий уик-энд нас ждёт напряженная борьба, в которой нужно добиться максимума от машины. Конечно, мне хотелось бы повторить прошлогодний успех, но мы движемся вперёд от гонки к гонке, приезжая на следующий Гран При, вы не вспоминаете о прошлом, тем более о том, что было год назад.
Сегодня совсем другие машины, да и я изменился. Разумеется, можно использовать какие-то прошлогодние наработки, судить о возможной работе резины на дистанции, хотя в этот уик-энд составы будут более жесткими, чем год назад.
Вопрос: Прошлогодняя победа придаёт большую уверенность в этот уик-энд?
Себастьян Феттель: На этой трассе я всегда чувствовал себя комфортно, и дело не только в прошлогодней победе – мы неплохо выступали здесь и с Toro Rosso, хотя успех в 2009-м был особенным – первая победа команды, моя первая успешная гонка в сезоне. До сих пор Китай дарил нам позитивные ощущения, надеюсь, эта тенденция продолжится.
Вопрос: Какую гонку вы бы предпочли в этот уик-энд – под дождём или на сухом асфальте?
Себастьян Феттель: Если в итоге добьюсь хорошего результата, то мне всё равно (смеется). В прошлом году наша машина неплохо выглядела под дождём, посмотрим, какой будет ситуация на этот раз. Вероятность дождя весьма велика, вопрос только в том, когда он пойдёт. Как и в прошлые годы, погода здесь весьма нестабильна, а сегодня ещё и очень холодно – все ходят в куртках.
Вопрос: Вы поддерживаете решение Bridgestone об использовании более жестких составов резины, чем в прошлом году? Не было бы лучше оставить прежние?
Себастьян Феттель: В прошлом году было немного теплее, думаю – около +20°C, а в этот уик-энд ожидается температура от 10 до 15 °C, как год назад в Нюрбургринге, когда у многих возникли проблемы с прогревом резины. У нас их почти не бывает, по крайней мере, так часто, как у соперников. Возможно, будет непросто вывести шины в диапазон эффективных температур, но с выводами нужно подождать до пятницы.
Вопрос: Многие считают вас фаворитом предстоящей гонки…
Себастьян Феттель: Насколько я помню, мы выиграли прошлый Гран При, поэтому и считаемся фаворитами. Мы рассматриваем каждый Гран При в отдельности, в каждой гонке нужно добиться максимального результата. Команда ставит перед собой такую же цель, как и в Малайзии, но впереди непростой уик-энд, посмотрим, что получится в воскресенье.
Вопрос: Вы чувствуете себя фаворитом?
Себастьян Феттель: Я об этом не думаю. У нас конкурентоспособная машина, нужно реализовать её потенциал и выиграть гонку. Команда тоже очень сильна, мы нацелены на победу.
Вопрос: Многие считают, что машины Red Bull Racing будут очень быстры в Китае. Значит ли это, что вашим главным соперником станет напарник по команде?
Себастьян Феттель: Не только мы будем быстры, но я надеюсь, что машина действительно позволит бороться в группе лидеров. Каждый уик-энд – это новое испытание, каждая трасса уникальна.
В Шанхае длинные прямые, на которых очень конкурентоспособны машины McLaren. Команды привезли в Китай очередные новинки, наши инженеры тоже подготовили несколько интересных решений, но мы не знаем, чего удалось добиться соперникам и сосредоточимся на выполнении своей программы, а бороться с Марком всегда было непросто.
Соперники постепенно сокращают отставание в скорости – Ferrari, McLaren, да и Mercedes, хотя эта команда немного уступила в прошлых гонках. Многое зависит от условий, но в любой ситуации важно добиваться максимума.
Вопрос: Вас беспокоит преимущество McLaren на длинных прямых из-за использования воздуховода?
Себастьян Феттель: В Малайзии тоже были две длинные прямые, но Адриан Сутил смог удержать позицию от атак Льюиса. Эта система действительно даёт некоторое преимущество – если вас преследует гонщик McLaren, защитить позицию очень непросто, а в Шанхае прямая больше километра – они могут обогнать и не по траектории.
На таких трассах очень хочется иметь подобную систему, независимо от того, где вы ведёте борьбу – в средней группе или среди лидеров. Размер преимущества зависит от трассы – это могут быть три, четыре, пять десятых. Полсекунды – это уже очень серьёзно, нужно много и напряженно работать, чтобы компенсировать такое отставание.
Сейчас все пытаются скопировать идею McLaren, адаптировать её к своей машине – задача сложная, ведь в McLaren её использование планировали заранее, и даже если вы подготовили аналогичное решение, нужно заставить его работать.
Вопрос: Когда на вашей машине появится воздуховод? К началу европейской части сезона?
Себастьян Феттель: Надеюсь. Китайская гонка – последняя из выездных Гран При начала сезона, впереди европейские этапы и мы хотим использовать эту новинку. Пока нет конкретных сроков, но мы работаем.
Вопрос: Что вы можете сказать об эффективности моторов Renault?
Себастьян Феттель: Мы выиграли прошлую гонку, заработали дубль – какие могут быть вопросы.
Вопрос: Почувствовали ли вы прогресс в этой области по сравнению с прошлым годом?
Себастьян Феттель: Регламент на моторы заморожен, их мощность не меняется и вмешательство возможно лишь для устранения проблем с надёжностью, но прогресс есть. По сравнению с прошлым годом удалось прибавить.
Вопрос: Вы уверены в том, что сможете сохранить преимущество над соперниками по ходу сезона?
Себастьян Феттель: Если взглянуть на таблицу чемпионата, то станет очевидно – борьба очень плотная и сейчас мы даже несколько уступаем соперникам. С этой точки зрения у нас нет преимущества – нужно догонять. Надеюсь, в этот уик-энд мы сможем развить успех.
Вопрос: Как вы оцениваете новую систему начисления очков? Если бы чемпионат финишировал в Малайзии, Фелипе Масса стал бы чемпионом, не выиграв ни одной гонки…
Себастьян Феттель: Дело не в новой системе, если посчитать очки по прошлогодней схеме, то Фелипе тоже окажется на первой строчке, а в 2007-м Льюис Хэмилтон лидировал в чемпионате ещё до своей первой победы.
Теоретически, можно стать чемпионом и без побед, стабильно финишируя на втором и третьем месте – в этом нет ничего плохого. Стабильность – признак мастерства, второе место не так приятно, как победа, но оно приносит много очков, а титул достаётся тому, у кого их больше.
Вопрос: Сегодня у Red Bull есть определённое преимущество в скорости, но вы не боитесь, что в Барселоне команды серьёзно доработают свои машины и ситуация изменится?
Себастьян Феттель: Я не вижу большой разницы в скорости между нами и соперниками, ситуация в Малайзии была для нас весьма комфортной потому, что многие столкнулись с проблемами в квалификации. Если бы они стартовали из первых рядов, борьба была бы более напряженной. Машины McLaren весьма конкурентоспособны, и нельзя с уверенность говорить о том, кто из нас в Малайзии был быстрее. В этом году гонщики нескольких команд имеют шанс на победу в гонках.
Вопрос: В этом году и у вас, и у Михаэля Шумахера, возникали проблемы с гайкой крепления колеса. Почему в 2010-м этот фактор имеет большее значение, чем прежде?
Себастьян Феттель: У нас с Михаэлем были разные проблемы. Кажется, у него она открутилась полностью, а у меня из-за неверного крепления отказала система торможения. Обычно подобное случается крайне редко.
Вопрос: Пит-стопы у топ-команд продолжаются около трёх секунд. Это серьёзное испытание для ваших механиков?
Себастьян Феттель: Да, раньше у них было больше времени, ведь дозаправка длилась дольше замены колёс. Прессинг возрос, увеличилась ответственность, ведь даже пять десятых могут повлиять на результат.
Вопрос: Расскажите о своём полёте в Китай…
Себастьян Феттель: Пресса несколько раздула этот инцидент, но примерно за двадцать секунд до взлёта летчики обнаружили небольшую потерю мощности одного из моторов. К счастью, мы смогли вернуться в терминал и улетели на другом самолёте. Хорошо, что проблема была обнаружена до взлёта, а не после, но в результаты мы прибыли в Китай с небольшим опозданием.
Вопрос: В четверг вы играли в настольный теннис…
Себастьян Феттель: Да, у нас была совместная акция с телевизионной группой BBC, мы играли в теннис, а среди соперников присутствовал и настоящий профессионал. Тем не менее, мне удалось побороться. Я получил удовольствие. В детстве, в 11, 12, 13 лет я играл на переменках между уроками, и с тех пор иногда беру в руки ракетку.
Вопрос: Какие китайские слова вы уже выучили?
Себастьян Феттель: Некоторые из них мне не хотелось бы комментировать, но могу сказать «здравствуйте», «спасибо» и «до свидания», знаю некоторые числа – не так уж много.