Начало сезона превзошло ожидания Mercedes - команда одержала четыре победы в выездных гонках и приехала в Барселону явным фаворитом. В интервью австрийской Tiroler Tageszeitung руководитель Mercedes Motorsport Тото Вольфф говорил о том, что стоит за столь успешными выступлениями.
Вопрос: Команда одержала четыре победы в четырех гонках. Вы ожидали такого?
Тото Вольфф: Нет. Невозможно ожидать столь высоких результатов. За последние десять лет никому, кроме Red Bull Racing, не удавалось добиться такого преимущества. Четыре победы и три победных дубля – об этом можно было только мечтать. Мы очень высоко подняли планку, но стараемся реально смотреть на вещи: невозможно выиграть все гонки и завоевать все дубли. Нужно прогрессировать, трезво оценивая ситуацию.
Вопрос: Как правило, у семи нянек дитя без глазу, но в вашей команде много начальников. Почему эта схема показалась вам эффективной?
Тото Вольфф: У каждого свой круг задач. Прежняя модель руководства, когда все подчинялись одному, устарела. Ники Лауда выполняет наблюдательную функцию, но не участвует в повседневной работе. Падди Лоу – технический директор, именно ему подчиняются инженеры, а я занимаюсь остальным. У каждого четкая роль, и никто никому не мешает. Мы не футбольная команда шестилетних мальчишек, которые толпой бегают за мячом.
Вопрос: Когда была заложена основа этого успеха?
Тото Вольфф: Я могу выделить три этапа: первый – лето 2012-го, когда команда поняла, что не сможет добиться прогресса при прежней организации. Мы переделали аэродинамическую трубу, стали вкладывать больше средств в аэродинамику. Затем стало понятно, что как и остальные топ-команды, мы должны вкладывать больше средств в развитие. Однако речь шла не только о деньгах, но и о том, как распоряжаться этими ресурсами. Третьим шагом стало приглашение Падди Лоу и нескольких других специалистов в команду, которая стала работать слаженно. Mercedes и прежде была хорошей командой, но она неправильно распоряжалась своими ресурсами.
Вопрос: Одной из причин успеха Mercedes в Австрии считается союз Лауды и Вольффа...
Тото Вольфф: У нас обыгрывается австрийский аспект, хотя в команде нет австрийского гонщика, но мы должны сохранить то, как распределяется ответственность: мы занимаемся исключительно руководящей ролью, не более.
Вопрос: Каждый день приносит что-то новое. Как вы это понимаете?
Тото Вольфф: Есть два основных отличия между командой Формулы 1 и обычным предприятием. Во-первых, каждое из наших действий внимательно анализируется в прессе. Во-вторых, в паддоке площадью 120 метров работает 500 человек, среди которых есть наши сотрудники, соперники и клиенты. Политика и интриги играют важную роль, но надо понимать, что всё работает таким образом.
Вопрос: В начале сезона вы говорили, что в Mercedes хотели изменить имидж Формулы 1? Это уже произошло?
Тото Вольфф: Каждая победа приносит компании дополнительный доход. Участие в Гран При – это динамическое, новаторское и успешное представление бренда. В этом отношении победы очень важны. С другой стороны, вчерашние успехи никого не интересуют, поэтому наша цель – сохранить высокий уровень выступлений.
Вопрос: Можно ли выразить рекламную стоимость в денежном эквиваленте?
Тото Вольфф: Существуют очень четкие цифры, которые это отражают. В четырех первых гонках эта стоимость составляла примерно 70 миллионов долларов.
Вопрос: Однако не всё зависит от денег – достаточно вспомнить неудачу Honda и Toyota…
Тото Вольфф: Есть важный фактор, который не купить за деньги – время. У Honda или Toyota было недостаточно времени, чтобы всё сделать правильно, а у Mercedes подобных проблем не возникло. Так со многими факторами: гонщиками, техникой, сотрудниками, бюджетом и так далее.
Вопрос: В чем секрет вашего лидерства?
Тото Вольфф: Ключевой момент – правильно оценить структуру компании, сильные и слабые стороны её организации, уровень сотрудников. Это динамичный процесс – каждый день вы сталкиваетесь с новыми задачами, которые надо анализировать и осуществлять. Ключевое слово – уметь слушать.
Вопрос: Политика, бюджет, титул… В Формуле 1 остается место для юмора?
Тото Вольфф: Как бы серьезно всё не выглядело со стороны, юмор внутри команды играет важную роль. Если мы добиваемся того, что в выходные сотрудники идут на работу вместо того, чтобы сидеть дома, значит мы выиграли. В этом плане юмор – составляющая часть нашей корпоративной культуры.
Вопрос: В ближайшем будущем Red Bull Racing снова станет серьезным соперником?
Тото Вольфф: Машина конкурентоспособна, но не стоит делать поспешных выводов. Несмотря на наименее мощный мотор Renault, в Китае Red Bull Racing была медленнее на прямой, но быстра в поворотах. Мы сравнивали данные: большую часть поворотов они проходили на такой же скорости, что и мы, или даже оказывались быстрее. Впрочем, всё это только расчеты. Выигрывает самая быстрая машина, способная показать лучшее время на круге.