Хотя Liberty Media управляет Формулой 1 уже больше года, фактически календарь следующего сезона станет первым, который они смогут формировать более или менее самостоятельно, не оглядываясь на наследие Берни Экклстоуна. Разговоров о том, каким будет этот календарь, было уже много, но в действительности вопрос очень сложный, и подходить к его решению нужно осторожно. Авторитетный эксперт Дитер Ренкен попытался разобраться, как может выглядеть календарь на 2019 год, и каковы перспективы каждого из Гран При в недалёком будущем.
Ни для кого не секрет, что Берни Экклстоун договаривался с каждым промоутером этапа в отдельности, и суммы, которые они платят за право принимать Гран При, могут различаться в разы. В значительной степени вся система держалась на том, что конкретные цифры не разглашались. Засекречены они и сегодня, но недавно в Liberty назвали среднюю сумму контракта – 30 миллионов долларов. После этого у организаторов наиболее дорогих для промоутеров этапов – в Сочи, Баку, Бахрейне и Абу-Даби – могут возникнуть вопросы, почему они платят вдвое большую сумму.
В Liberty уже не раз выражали желание увеличить число северо- и южноамериканских этапов, но добавлять их почти некуда – в этом году нас ждёт 21 гонка, и команды работают практически на пределе своих возможностей. Какие-то этапы могут исчезнуть из календаря, какие-то – появиться, но риск состоит в том, что разрушить устоявшуюся систему очень легко, а вот на создание новой могут потребоваться годы.
Одна из ключевых проблем – дата проведения того или иного этапа. Конечно, есть здравый смысл, говорящий нам, что гонку в Бельгии нельзя проводить в марте или ноябре, а гонку в Абу-Даби – в июне. Но не менее важную роль играет и логистика. Вопрос с ней далеко не всегда решается корректно – к примеру, в этом году командам пришлось очень нелегко, так как сначала они полетели в Австралию, через две недели должны были оказаться в Бахрейне, а ещё через неделю отправились обратно – в Китай. Возвращаясь из Китая, участники чемпионата пролетали над Азербайджаном. А спустя полторы недели полетели в Баку...
На первый взгляд, удобнее всего с точки зрения логистики было бы проводить Гран При по региональному принципу – в близкие даты в соседних странах. Это значительно сократило бы издержки, а FOM смогла бы продвигать гонки более эффективно, устраивая специальные «Дни болельщика» сразу для всего региона. Подобное предложение действительно звучало из уст руководства Liberty в прошлом году, но с тех пор о нём не слышно.
Проблема в том, что проведение двух или тем более трёх Гран При подряд в одном и том же регионе чревато проблемами для каждой из этих гонок. Как правило, в таких случаях люди выбирают только одну из них, и общий зрительский интерес падает. Мы уже не раз это видели – в 2001-м, когда две немецкие гонки, на Нюрбургринге и Хоккенхаймринге, разделяли всего пять недель, или в Испании в 2012-м, когда вскоре после гонки в Барселоне чемпионат приехал в Валенсию.
Ровно по этой же причине организаторы Гран При Малайзии в прошлом году отчаянно протестовали против сближения их этапа в календаре с Сингапуром, а промоутеры Гран При США в Техасе теперь каждый год сетуют на то, что появление Гран При Мексики по соседству как в географическом, так и временном плане отрицательно сказалось на популярности их гонки. И именно поэтому в Бахрейне очень рады проводить свой этап весной, никак не пересекаясь с осенним Гран При Абу-Даби.
Если учесть всё это, то календарь на 2019 год может выглядеть примерно так.
Предсезонные тесты: Барселона, 28 февраля - 1 марта, Бахрейн 12-15 марта
Более позднее начало тестов поможет конструкторам лучше подготовиться к сезону, а 10-дневная пауза между двумя сериями тестов позволит исправить ошибки, обнаруженные во время первых испытаний. Трасса в Барселоне хорошо знакома командам, тогда как погодные условия в Бахрейне будут куда ближе к тем, что ждут нас по ходу сезона.
31 марта – Австралия (Мельбурн)
У организаторов гонки в Альберт-Парке контракт до 2023 года, и в этом контракте прописан его статус первого Гран При сезона. Более поздняя, чем обычно, дата проведения этапа позволит провести гонку в более удобное для Европы время, так как европейские страны успеют перейти на летнее время и разница сократится.
7 апреля – Бахрейн (Сахир)
Хотя Австралия и Бахрейн находятся далеко друг от друга, проведение их подряд, с разницей всего в неделю, имеет смысл с точки зрения логистики, так как командам удобно возвращаться из Мельбурна в Европу через Ближний Восток. Таким образом, это минимизирует траты, и при этом этапы не будут конкурировать друг с другом за зрителей из одного региона.
На настоящий момент у Бахрейна контракт до 2021 года, но власти страны очень надеются на его пересмотр в сторону уменьшения платежей. Шансы на это есть, так как с недавних пор глава страны, шейх Мохаммед бин Исса Аль Халифа, входит в состав совета директоров Формулы 1 в качестве представителя McLaren.
21 апреля – Китай (Шанхай)
Гран При занимает своё традиционное место в календаре. У организаторов этапа контракт до 2023 года.
28 апреля – Азербайджан (Баку)
Вероятно, Гран При Азербайджана сохранит свой нынешний слот и вновь примет Формулу 1 весной. Проведение этапа встык с Гран При Китая имеет примерно такой же смысл, как и в случае с Австралией и Бахрейном – команды просто заедут в Баку по пути из Шанхая в Европу.
Что касается контракта, то на настоящий момент у Баку договор до 2025 года с возможностью расторжения в 2020-м при условии уведомления за два года (то есть в нынешнем году). Организаторы этапа очень надеются воспользоваться этой возможностью, чтобы пересмотреть его стоимость – по изначальным условиям, они должны были платить $60 млн с ежегодным увеличением суммы на 10%.
12 мая – Испания (Барселона)
Место Гран При Испании в календаре стабильно уже много лет – гонка проводится в начале или середине мая, открывая европейскую часть сезона. Двухнедельный перерыв после гонки в Азербайджане поможет командам хорошо подготовиться, так как именно в Барселону они обычно привозят первые масштабные обновления. А в две недели после Гран При легко вместить тесты, если они, как в этом году, будут проводиться на этой трассе.
Контракт автодрома заканчивается в 2019 году, и есть возможность договориться о продлении его на более выгодных условиях.
26 мая – Монако
Гран При Монако проводится на особых условиях – организаторы ничего не платят за право принимать у себя Формулу 1. Однако не факт, что им удастся сохранить эти привилегии после 2020 года. В паддоке считают, что, как и в случае с Ferrari, Liberty пора пресечь шантаж со стороны промоутеров этого этапа. Интерес спонсоров к самой гламурной гонке чемпионата снижается, о чём свидетельствуют и пустые причалы во время Гран При.
9 июня – Канада (Монреаль)
Гонка традиционно проводится в июне, но теперь сдвоена с американским этапом, как было и во времена Гран При в Индианаполисе в прошлом десятилетии. Две летние североамериканские гонки подряд позволят разбавить монотонность европейских Гран При, сократив расходы на логистику. У организаторов контракт до 2029 года – их будущее обеспечено лучше, чем у кого-либо ещё.
16 июня – США (Остин)
Несмотря на все планы Liberty, гонка в Техасе остаётся единственным этапом Формулы 1 на территории США. Обычно этап проходил осенью, но из-за пересечения с близлежащим Гран При Мексики встал вопрос о его переносе на другое время. А из-за логистики правильнее всего было бы «сдвоить» его с Канадой.
Единственная проблема заключается в том, что в июне в Техасе очень жарко, но зато ураганы бывают гораздо реже. Контракт у организаторов подписан до 2021 года, но если удастся найти более удачный слот для Гран При, чем нынешний октябрь, вероятность его продления будет стремиться к 100%.
30 июня – Франция (Поль-Рикар)
Казалось бы, на неделю более поздняя дата, чем в этом году, мало что изменит, но в действительности для организаторов этапа это жизненно необходимо. Потому что позволяет отодвинуть гонку от двух фантастически успешных региональных конкурентов – Гран При Монако и «24 часов Ле-Мана». Хотя контракт подписан недавно, пока он подразумевает проведение этапов только до 2022 года, после чего будет видно, есть ли будущее у французской гонки.
7 июля – Австрия (Red Bull Ring)
Недельный перерыв после Гран При Франции и всего две недели до Гран При Германии – на первый взгляд кажется, что австрийский этап размещён в календаре неудачно. Но в действительности особых проблем с посещаемостью это не создаёт, так как трассы расположены на значительном, по европейским меркам, расстоянии друг от друга. У организаторов контракт до 2020 года, так что вскоре им предстоит принимать решение о продлении.
21 июля – Германия (Хоккенхайм)
Когда-то организаторы гонок в Хоккенхайме и на Нюрбургринге договорились принимать Гран При Германии по очереди. Но из-за финансовых проблем на Нюрбургринге от своих обязательств отказались. Из-за этого немцы могут приехать на свой национальный этап только по чётным годам. Однако контракт Хоккенхайма в этом году истекает, так что, возможно, в следующем мы снова увидим немецкую гонку в календаре.
Но возможен и другой сценарий – если плата за право проведения Гран При не будет снижена (для Германии она в настоящий момент составляет примерно $20 млн), Mercedes может остаться без домашнего этапа Формулы 1.
28 июля – Венгрия (Хунгароринг)
Гран При Венгрии может быть проведён всего через неделю после Гран При Германии – после чего команды ждёт либо летний перерыв, либо тесты. Автодром в Венгрии мало кому нравится, но своё место в календаре держит твёрдо – вот и сейчас у организаторов контракт до 2026 года.
25 августа – Великобритания (Сильверстоун)
Владельцы автодрома в Сильверстоуне, BRDC, в прошлом году активировали пункт контракта о досрочном прекращении действия договора с 2019 года, в надежде на пересмотр условий соглашения. В этом есть определённый риск, так как автодромов в Великобритании много (и почти все они принадлежат компании Джонатана Палмера), но в действительности вероятность смены места проведения этапа невелика.
Обычно британский Гран При проходит в середине лета, но перенос его на более позднее время позволит избежать пересечений с другими спортивными событиями в этой стране, в том числе Уимблдоном.
8 сентября – Бельгия (Спа)
После гонки в Сильверстоуне команды вернутся на свои базы, которые почти у всех находятся по соседству – за исключением, разумеется, Ferrari, Toro Rosso и Sauber. После чего у них будет ещё две недели, чтобы доработать свои обновления и подготовиться к гонке в Спа.
Контракт на проведение гонки истекает в 2018 году, но хочется верить, что здравый смысл возобладает и лучшая трасса Европы не исчезнет из календаря.
15 сентября – Италия (Монца)
Три небританские команды, которым предстоит потратить больше времени на логистику после Гран При Великобритании, смогут отыграться после бельгийской гонки – уже через несколько дней весь пелотон приедет на север Италии. В середине сентября в Италии всё ещё достаточно тепло, чтобы избежать капризов погоды. Контракт организаторов истекает в следующем году, и в Монце, зная себе цену, не стремятся любой ценой подписать новое долгосрочное соглашение.
29 сентября – Россия (Сочи)
Организаторы Гран При России уже успели договориться о снижении платежей за право принимать этап Формулы 1, хотя, по информации RaceFans, сумма по-прежнему превышает среднюю примерно на $10 млн. Вероятно, стороны ждут новые раунды переговоров, хотя платежи зафиксированы в контракте до 2025 года.
13 октября – Япония (Сузука)
Посещаемость японского этапа падает, так что у владельцев автодрома Сузука, компании Honda, чей контракт истекает в этом году, есть основания требовать пересмотра условий проведения гонки. Единственная другая японская трасса, подходящая для проведения Гран При, Фудзи, принадлежит Toyota, и потому её контракт с FOM маловероятен. С другой стороны, это же означает, что в случае неудачи на переговорах и Honda может остаться без домашней гонки.
20 октября – Сингапур
Сингапур находится достаточно близко к Японии, чтобы сделать логичным проведение сдвоенных этапов, и в то же время достаточно далеко, чтобы не делить одну и ту же аудиторию. Гран При Малайзии исчезнет из календаря, а это значит, что других вариантов увидеть гонку Формулы 1 в Юго-Восточной Азии попросту не останется. В общем, перед организаторами открываются отличные перспективы, и контракт, подписанный сейчас до 2021 года, наверняка будет продлён.
3 ноября – Мексика (Мехико)
Как уже отмечалось, пересечение мексиканского и техасского этапа негативно влияло на обе гонки. В то же время с Бразилией Гран При Мексики аудиторию не делит, так что сдвоенный этап выглядит хорошей идеей. Контракт мексиканцев заканчивается в 2019 году, но интерес зрителей очень высок, в чемпионате есть мексиканский гонщик – в общем, нет никаких причин его не продлить.
10 ноября – Бразилия (Интерлагос)
Чуть более ранняя, чем обычно, дата бразильской гонки вряд ли сильно на что-то повлияет. В то же время сдвоенный уик-энд облегчит логистику для участников чемпионата. В Формуле 1 сейчас не осталось бразильских гонщиков, но интерес к чемпионату в стране всё ещё высок, так что есть надежда, что гонки здесь будут проводиться и после 2020 года.
24 ноября – Абу-Даби
Одни источники утверждают, что у властей Абу-Даби контракт на проведение Гран При до 2019 года, другие – что до 2021-го, но так или иначе, в этом контракте прописано, что финал чемпионата мира должен проходить именно здесь. За это право местные власти щедро платят FOM, так же как и за искусственное освещение. Вполне возможно, организаторы захотят несколько снизить свои издержки, уменьшив взнос за право проведения Гран При, но аргументов в этом споре у них не так уж много.
Как можно видеть, несмотря на противоречивые требования к календарю, составить его так, чтобы он удовлетворял и интересам команд, и интересам промоутеров Гран При, вполне возможно. В предложенной версии затраты на логистику по сравнению с нынешним сезоном значительно сокращены, календарь компактнее, и при этом удобен для зрителей.
Однако какой стратегии будет придерживаться Liberty – пока неясно. Коммерческий директор компании Шон Братчес утверждает, что интерес к проведению Гран При выражают 40 потенциальных организаторов, а недавно вновь заявил о планах провести уличную гонку во Вьетнаме после 2019 года. И хотя подобных разговоров было много и при Берни, Формула 1 может пойти по совсем другому пути.