Система начисления очков в Формуле 1 менялась не раз, в разные исторические периоды в зачёт шли лучшие результаты в определённом числе гонок, что добавляло путаницы. Порой это приводило к странным ситуациям. В 1950-м Хуан-Мануэль Фанхио заработал 27 очков и закончил сезон вторым, а заработавший фактически 28 очков Луиджи Фаджиоли – третьим, поскольку ему в зачёт пошли только 24 очка.
В 1988-м Ален Прост заработал на 11 очков больше Айртона Сенны, но чемпионом мира стал бразилец – в зачёт шли одиннадцать лучших результатов. В итоге получилось, что семи побед и четырёх вторых мест Просту не хватило, чтобы опередить Сенну с его восемью победами и тремя вторыми местами.
Только в 1991 году в Формуле 1 появилась более понятная и логичная система, когда засчитывались результаты всех гонок. Система 10-6-4-3-2-1 действовала до 2003-го, но доминирование Михаэля Шумахера и Ferrari в начале 2000-х привело к тому, что система начисления очков была пересмотрена.
Произошло это после того, как в 2002-м Шумахер установил новый рекорд, завоевав самый ранний по времени титул – гонщик Ferrari гарантировал себе звание чемпиона мира на Гран При Франции 21 июля, за шесть этапов до конца чемпионата.
В 2003-м было решено сократить разницу между первым и вторым местом на финише с 4-х до 2-х очков, а заодно расширить диапазон призовых гонщиков с шести до восьми. В итоге система начисления очков стала выглядеть следующим образом: 10-8-6-5-4-3-2-1.
В таком виде очки начислялись до 2010 года, но после увеличения числа команд с десяти до двенадцати было решено расширить призовую группу. Поскольку сделать это, сохранив прежние 10 очков за победу, было невозможно, очки умножили на коэффициент 2,5 и расширили призовую зону до первой десятки. Таким образом появилась до сих пор действующая система: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1.
В 2014 году в качестве эксперимента на Гран При Абу-Даби, финальном этапе сезона, первая десятка получила двойные очки. Такое решение не привело к большим перестановкам в личном зачёте (только Серхио Перес отыграл две позиции в чемпионате), так что повторять его не стали.
С 2019 года обладатель лучшего круга в гонке получает дополнительное очко при условии финиша в первой десятке.
В 2021-м появились уик-энды с субботним спринтом. В первый год очки присуждали тройке лучших – 3, 2 и 1 очко обладателям 1, 2 и 3 места в спринте, а в 2022-м расширили эту группу до восьми машин – за первое место в спринте давали восемь очков, за восьмое – одно.
Системы начисления очков в Формуле 1
Годы | Личный зачёт |
Кубок конструкторов |
2022 | 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1; +1 за лучший круг, учитываются результаты всех гонок. На этапах со спринтом 8-7-6-5-4-3-2-1 очков за места в спринте с 1 по 8-е. |
|
2021 | 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1; +1 за лучший круг, учитываются результаты всех гонок. На этапах со спринтом 3-2-1 очков за места в спринте с 1 по 3-е. |
|
2019-2020 | 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1; +1 за лучший круг, учитываются результаты всех гонок | |
2015-2018 | 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1; учитываются результаты всех гонок | |
2014 | 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1 (двойные в Абу-Даби); учитываются результаты всех гонок | |
2010-2013 | 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1; учитываются результаты всех гонок | |
2003-2009 | 10-8-6-5-4-3-2-1; учитываются результаты всех гонок | |
1991-2002 | 10-6-4-3-2-1; учитываются результаты всех гонок | |
1981-1990 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты одиннадцати лучших гонок | |
1980 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших из семи первых гонок и пяти лучших из семи оставшихся. | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты всех гонок |
1979 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты четырех лучших из семи первых гонок и четырех лучших из восьми оставшихся. | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты всех гонок |
1978 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты семи лучших из восьми первых гонок и семи лучших из восьми оставшихся. | Так же, но в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше |
1977 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты восьми лучших из девяти первых гонок и семи лучших из восьми оставшихся. | Так же, но в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше |
1976 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты семи лучших из восьми первых гонок и семи лучших из восьми оставшихся | Так же, но в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше |
1975 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты семи лучших из восьми первых гонок и пяти лучших из шести оставшихся | Так же, но в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше |
1973-1974 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты семи лучших из восьми первых гонок и шести лучших из семи оставшихся | Так же, но в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше |
1972 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших из шести первых гонок и пяти лучших из шести оставшихся | Так же, но в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше |
1971 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших из шести первых гонок и четырех лучших из пяти оставшихся | Так же, но в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше |
1970 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты шести лучших из семи первых гонок и пяти лучших из шести оставшихся | Так же, но в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше |
1969 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших из шести первых гонок и четырех лучших из пяти оставшихся | Так же, но в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше |
1968 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших из шести первых гонок и пяти лучших из шести оставшихся | Так же, но в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше |
1967 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших из шести первых гонок и четырех лучших из пяти оставшихся | Так же, но в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше |
1966 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших гонок | Так же, но в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше |
1963-1965 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты шести лучших гонок | Так же, но в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше |
1962 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших гонок | Так же, но в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше |
1961 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших гонок | 8-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших гонок; в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше |
1960 | 8-6-4-3-2-1; учитываются результаты шести лучших гонок | Так же, но в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше; не учитываются результаты гонки в Индианаполисе |
1959 | 8-6-4-3-2, +1 за лучший круг; учитываются результаты пяти лучших гонок | 8-6-4-3-2; учитываются результаты пяти лучших гонок, в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше; не учитываются результаты гонки в Индианаполисе |
1958 | 8-6-4-3-2, +1 за лучший круг; учитываются результаты шести лучших гонок | 8-6-4-3-2; учитываются результаты шести лучших гонок, в зачёт идут очки гонщика, финишировавшего выше; не учитываются результаты гонки в Индианаполисе |
1954-1957 | 8-6-4-3-2, +1 за лучший круг; учитываются результаты пяти лучших гонок; очки, набранные гонщиками, сменявшими друг друга по ходу гонки, делятся поровну | Кубок конструкторов не разыгрывался |
1950-1953 | 8-6-4-3-2, +1 за лучший круг; учитываются результаты четырех лучших гонок; очки, набранные гонщиками, сменявшими друг друга по ходу гонки, делятся поровну | Кубок конструкторов не разыгрывался |