Прошло тридцать лет с тех пор, как в Имоле погибли Роланд Ратценбергер и Айртон Сенна. В FIA рассказали о наиболее серьёзных изменениях в безопасности за это время.
1994: Изменение трасс и барьеров
После гибели Сенны в Имоле FIA с помощью компьютерного анализа выявляет 27 поворотов с высоким уровнем риска, которые можно сделать более безопасными. Позднее, благодаря изменениям характеристик машин, из этого списка исключаются 15 поворотов.
Вводятся обязательные процедуры тестирования барьеров из шин, которые теперь должны соединяться в стандартные модули с помощью "конвейерных" лент. Ограничена скорость на пит-лейн, изменён стандарт конструкции шлемов.
1996: Больше защиты, более безопасные трассы
В машинах появились первые устройства хранения данных, боковая защита кокпита стала выше, включая обязательные 75-миллиметровые подголовники. Введены тесты на статическую нагрузку для обруча безопасности верхнего воздухозаборника.
Благодаря усовершенствованию систем безопасности и модификации трасс, количество поворотов, относящихся к категории опасных, сокращено до двух.
1997: Модернизация медицинского оборудования
FIA пересматривает требования по утверждению врачей и медицинских центров, и план их действий в случае аварии. Появляется новый, более мощный автомобиль безопасности.
1998: Верхний воздухозаборник и эвакуация
Нормируется прочность обруча безопасности верхнего воздухозаборника, определяется спецификация более эффективных барьеров из шин. Вводится новый стандарт эвакуации гонщиков – в случае инцидента он должен иметь возможность покинуть кокпит за 10 секунд.
1999: Крепление колёс
Вводятся канаты, удерживающие колеса в случае аварии. Позже их число увеличивается с одного до трёх на каждое колесо. FIA требует, чтобы в случае травмы сиденье можно было извлечь вместе с гонщиком. Вводится новый стандарт ремней безопасности.
2003: Появление HANS
Устройство защиты головы и шеи HANS, ограничивающее движение головы для предотвращения тяжелых травм, становится обязательным. В 2007-м FIA сделает HANS обязательным для большинства серий.
2008: Новый кокпит
После аварии 2007 года, в которой Red Bull Дэвида Култхарда взлетел в воздух над передней частью кокпита Алекса Вурца в Мельбурне, едва не задев австрийца, пересмотрена конструкция кокпита, улучшающая боковую защиту головы.
2011: Усиление передней части шлема
После того как в 2009 году Фелипе Масса получил травму из-за пружины, отлетевшей от машины Рубенса Баррикелло, в FIA обязали производителей усилить переднюю часть шлема с помощью материала Zylon.
2014: Улучшенная защита от бокового удара
Усовершенствована защита от бокового удара. Расположенные по бокам машины конструкции поглощают почти 40 кДж энергии.
2015: Виртуальный автомобиль безопасности
После смертельной аварии Жюля Бьянки в Японии’14, в FIA вводят систему VSC, определяющую время прохождения круга, заставляя гонщиков снижать скорость. Ячейка безопасности укреплена панелями Zylon по бокам до головы гонщика.
2016: Акселерометр в ухе, высокоскоростная камера
FIA вводит внутриушной акселерометр для получения данных о перегрузках и движении головы в случае аварии. Машины оснащаются камерами, снимающими со скоростью 400 кадров в секунду, которые постоянно направлены на голову гонщика, что позволяет лучше понять суть инцидентов.
2018: Halo и биометрические перчатки
Использование защиты кокпита Halo становится обязательным во всех одноместных сериях FIA. Представлены биометрические перчатки с датчиками, постоянно передающими данные о пульсе и уровне кислорода в крови гонщика в медицинский автомобиль.
2019: Ещё более безопасные шлемы
Стал обязательным новый стандарт шлемов. Размер визора уменьшен на 10 мм, улучшена защита от предметов весом до 225 г, летящих со скоростью до 250 км/ч. Поглощение энергии увеличено.
2020: Новый стандарт комбинезонов
Ужесточены требования к комбинезонам, что позволило повысить теплозащиту на 20 % по сравнению с предыдущим стандартом FIA.
2021: Комплексный анализ мер безопасности
После расследования аварии Романа Грожана в Сахире’20 проведён масштабный анализ, включающий оценку безопасности машин, гонщиков, трасс, барьеров, медицинских и спасательных процедур, исследование систем предупреждения о столкновении.
2023/2024: Усиление верхнего воздухозаборника
После аварии Гуаньюя Чжоу на Гран При Великобритании 2022 года изменена конструкция верхнего воздухозаборника, что позволило значительно увеличить его прочность и надёжность крепления к шасси.