Памяти Жиля Вильнева: "История одного исключения"

Жиль Вильнёв никогда не был чемпионом мира: стартовав в 67-ми Гран При канадец выиграл лишь шесть из них, завоевав уважение коллег и любовь болельщиков своим невероятным, безрассудным стремлением к победе. Кто-то считал его идеалом, кто-то обвинял в безрассудстве, но все соглашались с тем, что это был действительно удивительный, уникальный гонщик.

Двадцать пять лет назад, 8 мая 1982 года Жиль Вильнёв погиб на квалификации в Зольдере. Мы хотим вспомнить этого человека...

Жиль Вильнёв (Joseph Gilles Henri Villeneuve) родился 18 января 1950 года в Сен-Жан-сюр-Ришелье, франкофонском районе Квебека, а в восемь лет, вместе с родителями перебрался в городок неподалеку - Бертивилль (потом канадец часто напоминал о своей провинциальности). Любовь к скорости родилась в совместных поездках с отцом, потом Жиль сам сел за руль родительской машины, а в 1966-м сдал на права и купил свою первую машину.

Первые успехи пришли в национальном канадском шоу - гонках на снегоходах, где многое зависело от умения контролировать занос. Современных гонщиков еще в картинге учат его избегать – машина не должна сопротивляться трассе, должна ехать «как течет вода», но удивительно - приобретенный навык часто помогал Жилю в карьере, причем выглядело это вполне естественно - у этого парня все получалось. Местный производитель снегоходов - компания Skiroule оплачивала успехи Жиля, а позже финансировала его старты в Формуле Atlantic.

Осенью 1970-го Жиль и Джоан Барте оформили свои отношения. Познакомились они недавно, но на одном из первых свиданий гонщик прокатил девушку на своей машине и сердце юной красавицы дрогнуло. Жена гонщика - удел смелых, но Джоан трудностей не боялась. 17 октября они обвенчались, уже весной, 9 апреля, родился сын - Жак, а в 1973-м дочка - Мелани.

В том же 1973-м Жиль стал чемпионом Квебека в Формуле Ford, выиграв семь гонок из десяти, в 1974-м, не забывая побеждать в коммерческих гонках на снегоходах, дебютировал в Формуле Atlantic. Через год пришла первая победа, причем в сложной дождевой гонке, а 1976-й принес два титула – в Канаде и США. На одном из этапов, в Труа Ривьер, Жиль встретился на трассе с Джеймсом Хантом (который в том сезоне заработал титул в Формуле 1) и Аланом Джонсом (который этот титул завоюет в 1980-м). Гонку канадец выиграл, настолько удивив грандов стилем и смелостью, что Хант убедил руководство McLaren в том, что парня непременно нужно пригласить на тесты.

Вильнёв прилетел в Сильверстоун и сел за руль, показав неплохое время, но вылеты и странный стиль управления машиной не убедил Тедди Майера. Босс McLaren все же рискнул, заявив Жиля на Гран При Великобритании, но после финиша на 11-м месте контракт не состоялся, хотя канадец показал пятое время на круге и мог заработать очки, если бы не проблемы с перегревом мотора.

Кто знает, как сложилась бы его карьера в McLaren, но именно там, в Сильверстоуне на канадца обратил внимание Энцо Феррари. В сентябре стороны подписали бумаги, и Жиль вместе с семьей переехал в Канны, уже в статусе гонщика Ferrari - команды, которой он был предан до конца.

Жиль Вильнёв: "Если кто-то попросил бы меня назвать три желания, я ответил бы мгновенно. Первое - гоняться, второе - гоняться в Формуле 1, третье - гоняться в Формуле 1 за Ferrari".

Так получилось, что команду как раз покинул Ники Лауда, досрочно завоевавший титул, но разругавшийся с Энцо. Его место и предложили Вильнёву. Сезон 1978 года принес девятое место в чемпионате и первую победу. Канадец боролся с машиной, техника ломалась, он часто попадал в аварии и уступил более опытному Карлосу Рейтеману, но многому научился и, рискнув с выбором резины на Гран При Канады, к восторгу трибун, выиграл национальный Гран При.

В 1979-м напарником Жиля стал Джоди Шектер, и канадец вполне мог выиграть титул, но формально «первым номером» считался Шектер, и в Монце Вильнёву напомнили о старом принципе Ferrari - стартовавший первым, первым и финиширует. Жиль уступил, но оба гонщика закончили сезон с равным количеством побед, а Шектер стал чемпионом, выиграв у канадца лишь четыре очка.

Два следующих сезона прошли под знаменами Williams, Ferrari уступала по всем показателям, но Вильнев все же приехал первым в Монако’81 и Испании’81. В том же 1981 напарником Жиля стал Дидье Пирони, и первую дуэль канадец выиграл - 25 очков и 7-е место по итогам сезона против 9-ти и 13-го места у француза. Гонщики сдружились - Вильнева предупреждали о непростом характере Пирони, но Жиль легко сходился с коллегами и не обращал внимания на реплики журналистов. К тому же новый сезон он начинал фаворитом, команда его безусловно поддерживала, а построенная Харви Постлтуэйтом Ferrari 126С2 позволяла надеяться на хороший результат.

В Бразилии Вильнёв лидировал, но вылетел с трассы, в Лонг Бич финишировал третьим и был дисквалифицирован, а произошедшее в Сан-Марино вошло во все энциклопедии, став примером конфликта характеров...

В Имоле, за пятнадцать кругов до финиша четвертого Гран При сезона, из-за проблем с мотором сошел Рене Арну, поулмэн и лидер гонки. В Ferrari тут же попросили гонщиков не спешить, чтобы гарантировано привезти дубль - Вильнёв ехал первым, Пирони - вторым. Гонщики по-разному восприняли просьбу команды - Жиль немного сбросил скорость, а Дидье прибавил и обогнал канадца. Жиль тут же отыгрался, считая, что Дидье просто развлекает зрителей, и снова сбросил скорость. Вопрос с победителем вроде бы решен, но на последних кругах Пирони снова атаковал и блокировал попытки Вильнёва вернуть позицию. На подиуме вчерашние друзья не подали друг другу руки, Жиль чувствовал себя обманутым и поклялся больше не разговаривать с французом.

Через две недели, пытаясь выиграть у Пирони квалификацию в Зольдере, на торможении в конце прямой Butte Жиль врезался в March Йохена Масса. Ferrari взлетела в воздух, от сильного удара лопнули ремни безопасности и гонщик вылетел из машины. Медики сработали оперативно, через десять минут медицинский вертолет вылетел в ближайший госпиталь, но к вечеру поступило страшное известие: гонщик умер, не приходя в сознание.

Специальным рейсом канадских ВВС тело Жиля доставили на родину. На похоронах в Бертивилле его бывший партнер по команде Джоди Шектер произнес несколько слов: "Мне будет не хватать Жиля по двум причинам. Первая: он был самым быстрым гонщиком в истории автоспорта, вторая - он был настоящим мужчиной, лучшим из тех, кого я встречал в жизни. Он не ушел. Память о том, чего он достиг, что успел сделать, всегда будет с нами..."

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Предыдущая новость
В Toro Rosso сэкономят на наклейках
Следующая новость
FIA сменила валюту