По материалам еженедельника Autosport. Ноябрь 2004
Разговоры о бюджетах команд нередко подводят итог прошедшего сезона, но в этом году ситуация особенно обострилась после ухода одного из крупнейших автопроизводителей. Ford и так урезал финансирование Jaguar, но и 79 миллионов (18% от той суммы, что тратит Ferrari) оказались непосильной ношей. За эти деньги невозможно рассчитывать на успех в Формуле 1 даже при идеальном менеджменте, а постоянные неудачи не мотивируют потенциальных покупателей.
Все цифры пересчитаны в доллары США...
Посмотрим, как тратили команды свой бюджет в сезоне 2004 года, основываясь на официальных данных... Начнем с Ferrari. Тестовый бюджет команды в действительности гораздо меньше - большую часть расходов оплачивает Bridgestone. Сумма этих выплат не публикуется, хотя клиенты Michelin не раз выражали недовольство. По большинству статей итальянская команда в лидерах. Здесь работают самые высокооплачиваемые специалисты и выступаю самые дорогие гонщики...
FERRARI |
|
Разработка |
Машина |
Мотор |
Аэродинамика |
Зарплата команды |
20.13 млн |
4.2 млн |
17 млн |
15,19 млн |
41,54 млн |
Переезды |
Тесты |
Гонки |
Предст.расходы |
Зарплата гонщиков |
18,12 млн |
88 млн |
28,55 млн |
9.88 млн |
44,10 млн |
|
По бюджету Williams - вторая команда чемпионата, но в сумме он уступает Ferrari приличные 20%. Соответственно и приоритеты расставлены немного иначе. На разработку моторов команда (точнее - ее партнеры из BMW) тратит больше всех участников чемпионата, а на зарплату команды и гонщиков - вдвое меньше, чем в Ferrari. Зато по представительским расходам дружина Френка Вильямса лидирует - 12.26 млн.
WILLIAMS |
|
Разработка |
Машина |
Мотор |
Аэродинамика |
Зарплата команды |
20.31 млн |
1,46 млн |
185 млн |
12,1 млн |
23,97 млн |
Переезды |
Тесты |
Гонки |
Предст.расходы |
Зарплата гонщиков |
9,33 млн |
47,95 млн |
20,86 млн |
12,26 млн |
19,95 млн |
|
У McLaren тоже свои приоритеты. Команда Рона Денниса в этом году ввела в строй новых технологический центр и вынуждена была строить новую машину по ходу сезона, посему - двойной бюджет в графе "Разработка" и "Машина".
MCLAREN |
|
Разработка |
Машина |
Мотор |
Аэродинамика |
Зарплата команды |
34,95 млн |
2,56 млн |
139,8 млн |
13 млн |
30,20 млн |
Переезды |
Тесты |
Гонки |
Предст.расходы |
Зарплата гонщиков |
13 млн |
28,9 млн |
19 млн |
8.78 млн |
13,54 млн |
|
Toyota почти попала в число команд, бюджет которых превышает 300 миллионов долларов, но японцы - люди практичные. Команда скупила ценных специалистов и платит им соответствующую зарплату, а на гонщиках экономит. Увы, на результатах это пока никак не сказывается...
TOYOTA |
|
Разработка |
Машина |
Мотор |
Аэродинамика |
Зарплата команды |
21.59 млн |
2 млн |
150 млн |
11.9 млн |
32.4 млн |
Переезды |
Тесты |
Гонки |
Предст.расходы |
Зарплата гонщиков |
12.08 млн |
24.7 млн |
22,5 млн |
6,41 млн |
7,50 млн |
|
Команда BAR занимает второе место по зарплате гонщиков, в контрактах которых были заложены лишком большие призовые. Дэвид Ричардс не рассчитывал на столь удачный сезон, поговаривают, что именно с этим были связаны претензии Дженсона Баттона, который долго не мог получить от команды все, что ему полагалось...
BAR |
|
Разработка |
Машина |
Мотор |
Аэродинамика |
Зарплата команды |
16,65 млн |
2 млн |
104,9 млн |
10,1 млн |
12,63 млн |
Переезды |
Тесты |
Гонки |
Предст.расходы |
Зарплата гонщиков |
7,87 млн |
22 млн |
17,75 млн |
7,14 млн |
24,16 млн |
|
В Renault очень гордятся эффективностью вложения средств, наверное это действительно так - бюджет, направленный на работу с машиной почти не уступает лидерам нашего рейтинга, а зарплата гонщиков - самая низкая среди сильнейших команд...
RENAULT |
|
Разработка |
Машина |
Мотор |
Аэродинамика |
Зарплата команды |
17 млн |
1,5 млн |
110 млн |
8,05 млн |
16,65 млн |
Переезды |
Тесты |
Гонки |
Предст.расходы |
Зарплата гонщиков |
7,50 млн |
14,5 млн |
19 млн |
6,59 млн |
6,04 млн |
|
Денег у Sauber примерно вдвое меньше, чем у лидеров и вдвое больше, чем у аутсайдеров, правда команда все же ближе к лидерам, поскольку не разрабатывает мотор самостоятельно, а покупает его на средства спонсоров...
SAUBER |
|
Разработка |
Машина |
Мотор |
Аэродинамика |
Зарплата команды |
14,46 млн |
2 млн |
24 млн |
10,25 млн |
12,63 млн |
Переезды |
Тесты |
Гонки |
Предст.расходы |
Зарплата гонщиков |
6,77 млн |
19,76 млн |
18,1 млн |
4,21 млн |
6,77 млн |
|
Денег Jordan прежде хватало на достойные выступления, то после прихода автомобильных компаний команда быстро выбыла из войны бюджетов, потеряв заодно и крупных спонсоров. В результате команда гоняется не за соперниками, а за толстосумами...
JORDAN |
|
Разработка |
Машина |
Мотор |
Аэродинамика |
Зарплата команды |
12,44 млн |
1,65 млн |
18,1 млн |
4,58 млн |
8,97 млн |
Переезды |
Тесты |
Гонки |
Предст.расходы |
Зарплата гонщиков |
4,39 млн |
3,84 млн |
16,1 млн |
1,46 млн |
8,05 млн |
|
Ни одна крупная компания не будет вкладывать свои средства без надежды на их возвращение. С приходом Ford и Jaguar было связано много надежд, но результатов команда так и не добилась, запомнившись не эффектными выступлениями на трассе, а постоянными кадровыми скандалами. В результате руководство Ford решило покинуть чемпионат, развеяв миф о том, что поддержка автопроизводителей дает какие-то гарантии. Потратив 4.3 миллиона долларов на представительские расходы Jaguar заплатила гонщикам меньше всех, исключая Minardi.
JAGUAR |
|
Разработка |
Машина |
Мотор |
Аэродинамика |
Зарплата команды |
15,37 млн |
1,28 млн |
9 млн |
5,67 млн |
10,43 млн |
Переезды |
Тесты |
Гонки |
Предст.расходы |
Зарплата гонщиков |
5,31 млн |
7,5 млн |
17 млн |
5,67 млн |
1,46 млн |
|
Minardi привычно замыкает наш рейтинг. Иногда кажется, что в борьбе за выживание и заключен весь смысл присутствия команды в чемпионате. Впрочем они не блистали и в те времена, когда и скромного бюджета было достаточно. Все преследуют собственные цели и дружина Пола Стоддарта - не исключение...
MINARDI |
|
Разработка |
Машина |
Мотор |
Аэродинамика |
Зарплата команды |
0,18 млн |
1,1 млн |
15 млн |
3,84 млн |
5,31 млн |
Переезды |
Тесты |
Гонки |
Предст.расходы |
Зарплата гонщиков |
2,38 млн |
3,3 млн |
8,6 млн |
0,18 млн |
0,37 млн |
|