Частные визиты представителей Формулы 1 в Москву давно перестали быть редкостью, примерно раз в три месяца журналистов собирают на очередную пресс-конференцию с заезжей звездой, правда обычно это связано с продвижением того или иного товара на российский рынок. На прошедшей неделе в столице побывали представители сразу двух команд чемпионата - на "Горбушке" выставили Jordan и привезли Ральфа Фирмана в рамках рекламной компании Imation. Разумеется коммерческие интересы были и у Renault, но эти мероприятия сравнивать нельзя хотя бы потому, что визит Jordan был частно-корпоративным и поэтому прошел незамеченным, а французская команда устроила красочное шоу под лозунгом "Первый заезд машин Формулы 1 в России". Разумеется я не мог пройти мимо...
Renault приехала в Москву всерьез. Трехдневные гастроли, пресс-конференция, фото на Красной площади и в качестве финала - показ машины на импровизированной трассе от здания МГУ до смотровой площадки на Воробьевых (а когда-то Ленинских) горах.
"Это событие – большая честь для нас", заявил президент Renault F1 Патрик Фор. "Русские – настоящие любители машин и большие почитатели Формулы 1. Насколько мне известно, болиды Формулы 1 еще никогда не выступали на российской земле. Я рад, что наша команда будет первой".
По поводу аншлага сомневаться не приходилось, тем более, что средства массовой информации подогрели интерес к происходящему. Телевидение, газеты, радио, баннеры, развешанные над основными магистралями столицы, зазывали любителей Гран при да и просто тех, кому нечего делать в дождливую осеннюю московскую субботу, обещая красочное шоу и бесплатный вход. Разговоры моих знакомых еще за две недели до "часа икс" касались лишь того, что одевать (холодно) и как бы получше устроиться (потому что совок), чтобы все увидеть. Реклама была отличной и толпой, которая начала собираться еще в полдень, к вечеру можно было заполнить Лужники.
Четыре трейлера, персонал команды и гонщики прибыли в Москву еще в среду вечером. В четверг состоялась фотосессия на Красной площади и пресс-конференция в "Балчуге", на которой пилоты всячески избегали провокационных вопросов. Впрочем, в корректности Алонсо и Трулли мало кто сомневался, тем более на официальном мероприятии команды.
Как раз на субботу в прогнозе погоды был запланирован первый снег, однако, несмотря на грозные тучи, все к счастью ограничилось дождем, который к тому же старательно обходил Воробьевы горы. Однако городские власти на всякий случай все же пригнали уборочную технику в виде пары тракторных скребков, очень странно смотревшихся во всем этом великолепии. Поздний октябрь - не лучшее время для публичных мероприятий в нашем климате, было очень холодно и ветрено, вашего покорного слугу выручали термочехлы с невостребованными "сухими" покрышками Michelin, о которые, оказывается, очень удобно греть руки.
К пяти вечера публика, большая часть которой пришла на трассу загодя, основательно продрогла. Но тем, кто пришел позже вообще ничего не досталось - они не увидели, а лишь услышали машину, скрытую за плотным людским кольцом. Небольшие трибуны или уклон построить несложно, это лишь вопрос денег, но увы. Кстати даже защитное заграждение команда привезла с собой...
Мэр Москвы Юрий Лужков немного опоздал, что немудрено - пробки из-за перекрытых улиц были весьма и весьма. В своей речи он первым делом порадовав собравшихся тем, что Гран при России мы все же можем дождаться, очередные переговоры опять близки к завершению. Правда пока нет главного - трассы, но уж если китайцы смогли, то и мы как-нибудь. Понравилась фраза, обращенная к французской команде: "Вы приехали к нам первыми, надеюсь будете первыми и на будущем Гран при России". Хотелось бы надеяться. И на Гран при, и на Renault в качестве боевой единицы...
Выезд формулы предварял парад старинных машин, которых сменили современные дорожные Renault и пара концепт-каров, за рулем которых Трулли и Алонсо лихо выписывали виражи в двух медленных разворотах, смыкающих в кольцо две параллельные длинные прямые - от смотровой до МГУ и обратно. Трибуны мерцали вспышками, но было видно, что публика экономит кадры. Сегодня все пришли на иное зрелище. Алексей Попов ободрял замерзший народ разговорами о том, что "вот, вот" и, наконец, взревело.
Первым на трассе появился Ярно Трулли. Рекордов скорости никто бить не собрался, но места как раз хватало для того, чтобы разогнать машину до пятой передачи. На первых кругах публика потрясенно внимала звукам мотора и фотографировала, потом народ воспрял... и тут Ярно вернулся в боксы. Механики мгновенно сняли кожух, что-то подправили, согласуясь с телеметристами и через пару минут машина вернулась на трассу, успев до темноты откатать обязательную программу - семь кругов для каждого пилота с разворотами на последнем круге.
Команда приехала в Москву после трудного сезона, все устали, а тут, казалось бы неплохая возможность расслабиться, похалтурить - поездка в Москву на ничего не значащие покатушки.
Но.... Это та самая разница в менталитете, о которой твердят гонщики, вырвавшиеся за пределы российских чемпионатов. Вы бы видели, как работал технический персонал команды. Никаких шуточек-прибауточек в боксах, никакой халявы. Великолепный механизм, в котором не должно быть сбоев даже на показном мероприятии. За два или три часа, что я провел в боксах инженеры и механики почти не общались друг с другом, даже при смене поставленной задачи. Просто каждый знал, что где и когда.
Вы хотели увидеть Формулу 1? Пожалуйста, вот вам Трулли и Алонсо, они улыбаются и раздают автографы, машина разгоняется и тормозит, но позади работает отлаженный механизм. Вы хотели Renault - вот вам Renault. Целиком. Монолитом. Глыбой. Тем самым, что называется "команда Формулы 1".
Туда же. Пока Ярно, радуя зрителей, гонял свои семь кругов, Фернандо стоял около телеметриста, наблюдая за поведением машины на трассе... Привычная работа, ну и что из того, что соперников у пилотов Renault в этот день не было.
Конечно, можно упрекнуть власти столицы за неважную организацию своей части мероприятия, но по сравнению с тем, что обычно творится на футбольных стадионах, все прошло более-менее. Праздник состоялся, а без небольшого бардака, вроде как это и не праздник вовсе. Видели бы вы, с какими строгостями проходят массовые мероприятия в Америке после 11 сентября... Нельзя перепрыгнуть сразу две ступеньки, но кажется небольшой шаг вперед в эту субботу был сделан.
Темнело. Команда выстроилась перед фотографами ровно на пять минут и машину закатили в боксы. Довольный пипл разбредался по домам, делясь впечатлениями. "Папа, а когда они вернуться", спросил довольный малый в новенькой кепке Renault. Отец пообещал, что скоро, надо лишь учится на "пятерки"... Поверим?
Дмитрий Бухаров. Фото автора.