Давно в Формуле 1 не случалось столь серьёзного и долгожданного прорыва. Заработав всего пять очков за сезон 2013 года, в 2014-м Williams поднялась на третью строчку в Кубке конструкторов. Феноменальный прогресс!
Williams F1 Team | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2014 | 19 | 3 | 320 | 1 | 2 |
2013 | 19 | 9 | 5 | 3 | 8 |
2012 | 20 | 8 | 76 | 1 | 1 |
2011 | 19 | 9 | 5 | 7 | 9 |
Валттери Боттас | 19 | 4 | 186 | 2 | 2 |
Фелипе Масса | 19 | 7 | 134 | 1 | 2 |
В Williams приняли несколько очень важных решений. Команда сменила поставщика силовых установок, отказавшись от сотрудничества с Renault. Пастора Мальдонадо заменил опытный Фелипе Масса – вместе с ним из Ferrari перешел Роб Смедли, а компания Martini стала титульным спонсором. В ситуации, когда многие команды теряли спонсоров, в Williams сумели их заинтересовать, избежав необходимости приглашения рента-драйверов.
Команда не стала устраивать пышную презентацию новой машины – сразу приступила к работе на тестах, а раскраску представила уже перед началом сезона. Серьёзных проблем не возникло, сложнее всего оказалось добиться, чтобы вес машины укладывался в разрешенные регламентом ограничения. Сложности с этим возникли почти у всех, но в Williams нашли решение. На предсезонных тестах команда оказалась второй по пройденной дистанции, уступив по этому показателю только Mercedes, а уже в первой гонке заработала вдвое больше очков, чем за весь прошлый сезон.
В Австрии гонщики Williams заняли весь первый ряд стартового поля – Фелипе Масса завоевал поул, а в гонке Валттери Боттас принёс команде первый подиум в сезоне. Команда почувствовала уверенность в своих силах, заработав в итоге восемь подиумов за сезон, чего не случалось с 2003 года.
Только две команды в этом году зарабатывали очки во всех гонках – Williams и Mercedes, но для Williams наиболее результативной получилась вторая половина чемпионата. После летнего перерыва команда заработала даже больше очков, чем занявшая вторую строчку в Кубке конструкторов Rеd Bull Racing.
В Williams не только построили быструю и надёжную машину, но и превзошли многих в темпе её доработки. Почти все подготовленные новинки доказывали свою эффективность, машина прогрессировала с каждой гонкой, постепенно сокращая отставание от Mercedes – на некоторых трассах они боролись почти на равных. У команды за весь сезон был только один сход из-за отказа силовой установки – и при этом Williams была только клиентом, с гораздо меньшими средствами и ресурсами.
Боттас доминировал в споре с Массой, второй год подряд Валттери опередил напарника по итогам сезона, и если в прошлом году в борьбе с Мальдонадо всё решило три очка, то в 2014-м он опередил Массу на 52, а квалификационную дуэль выиграл со счётом 13:6. Впрочем, Фелипе слишком часто не везло в первой половине сезона, он проводил в команде лишь первый год, но у Валттери, без сомнений, большой потенциал.
Финальная гонка поставила эффектную точку в фантастическом сезоне – команда добилась лучшего результата в году – оба гонщика поднялись на подиум, уступив только обладателю титула.
У побед, как и у поражений, в Формуле 1 всегда несколько причин, но если говорить о человеческом факторе, то легендарный Пэт Симондс, возглавив летом 2013-го инженерный департамент Williams, стал тем, кто вернул команде веру в свои силы. Комментируя для F1News.Ru итоги сезона, Симондс говорил о переменах в команде.
Пэт Симондс: «Когда я пришёл в Williams больше года назад, то удивился многим вещам. Коллективу не хватало собранности, не хватало того самого командного духа, который объединяет людей, хотя в Williams есть и отличные специалисты, и прекрасное оснащение. Когда у команды нет ни того, ни другого, а ты пытаешься добиться улучшений, то это будет очень долгий процесс.
Так что мне повезло, у команды было всё необходимое, хотя в какие-то области пришлось вмешаться, усилить их. Я продолжу это делать в следующие годы, хотя в своей основе Williams – хорошая команда, но там просто не знали, с какой стороны подступиться к тем задачам, которые перед ними стояли.
Думаю, с моим приходом улучшился общий уровень организации, повысилось качество управления, команда стала более слаженной. Мне не пришлось так уж много заниматься техническими инновациями, хотя, конечно, и здесь я кое-что делал, поскольку я инженер, и у меня есть своё мнение, как нужно решать те или иные задачи. Мне не нужно было навязывать людям это мнение, но я предлагал им подумать о том, как лучше выполнить ту или иную работу. Мы вели плодотворные и открытые дискуссии, и это помогало двигаться вперёд. Я предоставлял людям свободу действий, чтобы они почувствовали уверенность в своих силах и ответственность за конечный результат».
В этом году в Williams очень высоко подняли планку, вернув надежду многочисленным болельщикам легендарной команды. В 2014-м у Williams было всё, кроме побед, но хочется верить, что в следующем сезоне команда сделает следующий шаг.