Без какой гонки невозможно представить сезон Формулы 1? Без Монцы? Но, насколько известно, дальнейшие перспективы проведения Гран При Италии остаются туманными. Без Спа? Так ведь на нашей памяти уже были сезоны, когда Гран При Бельгии не проводился. Но мы помним и другие времена, когда на немецких трассах ежегодно проходили по две гонки, одна имела статус Гран При Германии, а вторая – Гран При Европы.
Кто мог предположить, что в год, когда заводская команда Mercedes впервые начинает сезон в статусе действующих чемпионов мира и обладателей Кубка конструкторов, немецкий этап будет исключён из календаря Формулы 1? Это граничит с абсурдом, но, тем не менее, это факт. 20 марта стало известно, что Всемирный совет FIA по автоспорту принял такое решение. Официальная причина: владелец коммерческих прав и промоутер не смогли достичь согласия.
История Гран При Германии ведёт отсчёт с 1926 года – только Франция, Бельгия и Италия могут похвастаться, что принимали гонки такого статуса несколько раньше. Последний раз чемпионат проводился без немецкого этапа в 1960-м. Но Гран При Франции нет уже семь лет, и надежда на его возвращение призрачна. Причина та же: в стране, где в 1906 году прошёл первый Гран При, никак не могут договориться с Берни Экклстоуном, главой менеджмента Формулы 1 и владельцем коммерческих прав чемпионата, о приемлемых экономических условиях проведения гонки.
Его финансовые аппетиты постоянно растут, а романтика с лирикой ему чужда, поэтому он готов замахнуться и на Монцу, контракт с которой истекает в следующем году, под тем предлогом, что он не считает гонку успешной с коммерческой точки зрения. В общем, надо готовиться к тому, что вместо легендарных трасс, где каждый поворот, каждая прямая дышат историей автоспорта, будет всё больше новоделов вроде обещанного Гран При Европы по улицам Баку.
На первый взгляд, это противоречит здравому смыслу. Но экономическая реальность – штука безжалостная. Уже давно Нюрбургринг и Хоккенхайм принимали гонки поочерёдно, поскольку не могли себе позволить делать это каждый год – слишком дорого. Положение Нюрбургринга совсем никудышное, автодром фактически обанкротился, у него в очередной раз сменились хозяева, и не так давно Экклстоун заявил, что там просто не с кем разговаривать. Попытка в срочном порядке договориться с Хоккенхаймом тоже ни к чему не привела, тем более что в прошлом году Гран При Германии собрал только 50 тысяч зрителей, а его организаторы понесли серьёзные убытки. Возможно, для Сочи это и неплохой результат, но не для такого автодрома, как Хоккенхайм, ведь его логичнее сравнивать с Сильверстоуном: прошлогодний Гран При Великобритании с трибун трассы посмотрели 120 тысяч болельщиков, а за весь гоночный уик-энд их было почти 330 тысяч.
И всё это несмотря на то, что Себастьян Феттель – четырёхкратный чемпион мира, Нико Росберг – реальный претендент на титул, и выступает он за Mercedes. А ещё есть отличный гонщик Нико Хюлкенберг, который порой за рулём Force India творит на трассе маленькие чудеса, хотя это не самая лучшая машина чемпионата. Все эти парни – немцы, по крайней мере, по паспорту.
Концерн Mercedes-Benz попытался спасти гонку, предложив Хоккенхайму частичную экономическую поддержку, но в Штутгарте не хотели брать на себя всю финансовую нагрузку – а Экклстоун требовал порядка 9 млн. фунтов стерлингов – чтобы не создавать прецедент. Организаторы гонки то ли не смогли найти оставшуюся часть суммы, то ли попросту не стали этого делать. В итоге появилось вчерашнее решение Всемирного совета…
Формула 1 – глобальный бизнес, и ни Экклстоун, ни реальные хозяева чемпионата, фонд CVC, не собираются снижать ставки. В их словах и поступках есть железная логика, они жёстко преследуют свои интересы, но при этом четыре команды чемпионата находятся в весьма сложном, если не сказать критическом экономическом положении. Теперь Формула 1 потеряла ещё одну классическую гонку, статус которой ещё недавно считался незыблемым – возможно, с бизнес-моделью чемпионата, всё-таки, что-то не так? Сегодня под этим тезисом готовы подписаться все независимые команды.
Есть ли выход из положения? Теоретически, есть два варианта: либо надо добиться повышения доходов чемпионата, но вопрос, за счёт чего? Либо хозяева Формулы 1 должны увеличить объём инвестиций в спорт, выделяя больше денег и командам, и организаторам наиболее важных гонок, того же Гран При Германии. Но чтобы реализовать первый сценарий, нужно, чтобы 84-летний Берни Экклстоун каким-то образом пересмотрел свои традиционные подходы к ведению дел. Второй же сценарий потребует от CVC неких решений и действий, противоречащих самой природе их бизнеса.