Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Сепанге…
Гран При Малайзии 2015 года можно считать образцовой гонкой, исход которой решила тактика. В этом сезоне многие делали ставки на Mercedes, предрекая чемпионской команде лёгкий успех, поэтому победа Себастьяна Феттеля в Малайзии стала неожиданностью.
В условиях жаркой погоды у Mercedes возникли сложности, но был ли у Льюиса Хэмилтона шанс на победу? И как Ferrari удалось применить тактический расчёт, чтобы добиться первой победы за два года?
Ferrari в хорошей форме, а Mercedes допускает ошибки
В Австралии пилоты Ferrari продемонстрировали впечатляющий гоночный темп, особенно Кими Райкконен – напрашивался вывод, что итальянская команда смогла сократить отставание от Mercedes. Однако в Мельбурне не было оснований предполагать, что Скудерия способна использовать ресурс шин рациональнее, чем действующие чемпионы мира.
В условиях малайзийской жары выяснилось, что это ей вполне по силам, что и стало ключевым фактором, предопределившим победу Феттеля.
Вторая сессия пятничных тренировок оказалась решающей, ведь именно тогда команды проводили имитации квалификации, а затем, залив в баки машин достаточно топлива, на длинных сериях кругов репетировали первый отрезок гонки.
На подготовке Mercedes сказалось то, что в пятницу на машине Хэмилтона возникли технические проблемы, он потерял какое-то время в боксах, а Нико Росберг тоже не слишком активно работал на трассе – в команде решили поберечь ресурс двигателя. Это им дорого обошлось – машины были подготовлены к гонке не лучшим образом, что имело свои последствия.
Во время второй тренировки в пятницу выяснилось, что на машинах Ferrari деградация резины идёт не так интенсивно, тогда как Mercedes на более жёстких шинах может ехать быстрее соперников после трёх или четырёх кругов. Поскольку в воскресенье предстояло преодолеть 56 кругов, то оптимальной тактикой стратегам чемпионской команды представлялся вариант с тремя пит-стопами.
Поэтому они сочли, что резина Hard лучше подходит для гонки, следовательно, после старта нужно проехать не более 10-ти кругов на Medium – это вполне укладывалось в схему с тремя остановками в боксах. Рассуждая таким образом, они пришли к нестандартному решению: Хэмилтон и Росберг уже в 1-й квалификационной сессии ездили на более мягких шинах, чтобы сохранить свежие комплекты Hard для гонки.
В субботу такие действия Mercedes подсказали Ferrari, что соперники делают ставку на тактику трёх пит-стопов и собираются проехать основную часть дистанции на более жёсткой резине. Логично предположить, что в Скудерии строили свои планы, учитывая эту слабость Mercedes.
Ещё в пятницу информация, собранная по ходу длинных серий кругов в исполнении Райкконена, позволила Ferrari прикинуть, что на шинах Medium можно попытаться дотянуть до 15-го круга, а это давало возможность ограничиться двумя пит-стопами, т.е. провести на один меньше, чем Mercedes.
В чемпионской команде понимали, что Райкконен, показавший 11-е время в квалификации, имел право стартовать на новом комплекте Medium, что давало ему шанс преодолеть дистанцию с двумя пит-стопами, но они не ожидали, что это сможет и Феттель. Разумеется, Себастьяну помогли три круга за автомобилем безопасности на первом отрезке гонки, но дело ещё и в том, что второй отрезок он проехал в невероятном темпе, и мы к этому ещё вернёмся.
Исход гонки решила тактическая борьба
Пилоты Mercedes должны были трижды останавливаться в боксах. Даже с учётом появления сейфти-кара в начале гонки, у Хэмилтона не было возможности ограничиться двумя пит-стопами, уже не говоря о том, чтобы опередить Феттеля.
Это стало вполне очевидным по ходу второго отрезка, но первые признаки проявились уже после старта, когда Хэмилтону не удавалось увеличить отрыв от Феттеля, а это было именно то, на что надеялись в Ferrari.
Когда на 4-м круге выехал автомобиль безопасности, Феттель не поехал в боксы, тогда как Хэмилтон, Росберг и ещё 13 гонщиков отправились менять резину. Инициатива перешла к Ferrari, а когда Mercedes перешли на шины Hard, у Скудерии появилось даже преимущество в темпе. С этого момента у Mercedes начались серьёзные проблемы.
На третьем отрезке на машине Хэмилтона комплект Medium полностью износился через 12 кругов, что свидетельствует об уязвимости его тактики в ситуации, когда Феттель вышел вперёд уже на ранней стадии гонки. Перед стартом в Mercedes планировали провести пит-стоп примерно на 10-м круге, чтобы перейти на свежий комплект Hard. На втором отрезке им нужно было преодолеть больше 16-ти кругов, а это было возможно только на более жёстких шинах.
Автомобиль безопасности выехал на 4-м круге, а это означало, что когда он вернётся в боксы, уже через несколько кругов Хэмилтону пришлось бы ехать на замену резины, но в этом явно не было бы смысла, поскольку тогда Феттель однозначно получил бы преимущество, поскольку он мог проезжать более длинные отрезки.
В соответствии с тактикой Mercedes, Хэмилтону в любом случае предстояло три пит-стопа, чтобы ближе к концу гонки попытаться опередить Феттеля на трассе. Но этому помешали два обстоятельства. Во-первых, после появления сейфти-кара на трассе осталось больше машин, чем ожидали в Mercedes, из-за чего Хэмилтону пришлось дольше разбираться с трафиком. Во-вторых, второй отрезок Феттель проехал на шинах Medium намного быстрее, чем можно было предположить. Хэмилтону же предстояло провести на один пит-стоп больше, к тому же, после квалификации у него просто не осталось свежих комплектов более мягких шин. В общем, шансов отыграться у него не было.
Могли ли в Mercedes применить иную тактику?
Когда на 4-м круге выехал автомобиль безопасности, несколько команд решили внести коррективы в стратегию, предложив своим гонщикам следовать разным тактическим схемам: один из них должен был ехать в боксы, второй оставался на трассе. Но так поступили команды, чьи гонщики не претендовали на места в первой десятке, поскольку это решение было рискованным.
Williams, Red Bull и Mercedes не последовали этому примеру (Ferrari была в иной ситуации, поскольку Райкконену пришлось рано совершить пит-стоп после прокола шины). Так поступили в Force India и в Toro Rosso, и в случае с Максом Ферстаппеном, который был на такой же тактике, как Росберг, это сработало лучше, чем в случае с Карлосом Сайнсом, оставшемся на трассе, поскольку ему не удалось проехать достаточно длинные отрезки, и от плана ограничиться двумя пит-стопами пришлось отказаться. Поэтому испанец в итоге финишировал позади своего напарника.
В ситуации, когда Хэмилтон лидировал, Феттель ехал вторым, а Росберг – третьим, у Mercedes был единственный вариант разделения стратегий: если бы команда сделала ставку на победу Нико, то в период, когда на трассе был сейфти-кар, его бы пригласили в боксы, а Льюис должен был остаться на трассе и сдерживать Себастьяна. Но тогда бы Хэмилтон оказался в невыгодном положении, поскольку после рестарта гонки ему бы всё равно пришлось ехать в боксы раньше Феттеля.
Но в Mercedes отказались от такого варианта – возможно, они считали, что у Льюиса шансы на победу выше, чем у напарника, которого он пока регулярно опережает. И всё-таки расчёты показывают, что попытаться пойти по такому пути стоило, ведь Росберг в любом случае финишировал третьим, хотя на своём первом пит-стопе он потерял время, ожидая, пока обслужат машину Хэмилтона, а потом не сразу смог выехать с пит-лейн, поскольку там образовался плотный трафик.
Впрочем, минус этого варианта в том, что Хэмилтон заведомо должен был отказаться от мечты о победе, а Росбергу всё равно пришлось бы обгонять Феттеля на трассе ближе к финишу гонки.
Выводы
Рассуждая задним числом, можно найти ряд моментов, свидетельствующих о том, что в Mercedes могли действовать несколько иначе – это могло дать гонщикам команды какие-то шансы на победу. Но, учитывая, как работала резина на их машинах, попытка следовать той же тактике двух пит-стопов, что избрала Ferrari, была явно рискованной.
Скорее всего, в Mercedes всё равно бы провели первый пит-стоп Хэмилтона в период, когда на трассе был сейфти-кар, но если бы у него сохранился свежий комплект Medium (который на самом деле был использован в 1-й квалификационной сессии), то, поставив его, на втором отрезке Льюис мог сократить отставание от Себастьяна, чтобы попытаться атаковать его ближе к финишу.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com