Историческая справка: Великобритания, Англия

Как ни странно, Великобритания не всегда была островом. Археологи считают, что когда из-за ледниковых периодов уровень мирового океана опускался, между материковой Европой и Великобританией появлялся перешеек – по нему туда и попали первые люди.

После окончания последнего ледникового периода, примерно 12 тысяч лет назад, люди жили здесь постоянно. О них мы знаем не так много, но они оставили о себе один из самых грандиозных и знаменитых памятников на планете – Стоунхендж (Stonehenge, «висячие камни»). Это удивительное сооружение в 130 км к юго-западу от Лондона состоит из гигантских глыб, масса которых доходит до 50 тонн.

Исследования позволили установить, что строился Стоунхендж почти тысячу лет, между 3000 и 2000 до н.э. До сих пор учёные спорят, каким образом и для каких целей он был создан – кто-то считает его древним святилищем, кто-то – местом захоронения. Так как камни строго астрономически ориентированы, высказывалось и мнение, что это была древнейшая обсерватория.

Первым известным нам народом на территории Британских островов были кельты – они начали переселяться сюда примерно в 800 году до н.э. Именно им, как ни странно, Великобритания обязана своим названием. История довольно запутанная, однозначного мнения на этот счёт нет, но по распространённой гипотезе – жившие на севере острова, в Шотландии, пикты (большая часть историков считает их кельтами, хотя есть и те, кто относит их к потомкам живших тут раньше народов) называли своих южных соседей Pryden (приден). Это наименование было использовано греческим географом Пифеем, который назвал население этих островов Πρεττανοι (приттаны), а сам остров —αι Βρεττανιαι (Вреттаниа). Впоследствии слова были латинизированы, и с тех пор кельтов, живших в то время на территории Великобритании, называют бриттами.

Но латинизации подверглось не только название, но и сами бритты. Причём, не по своей воле – римляне, как обычно, принесли свою передовую цивилизацию на лезвии меча. Первым в 55 году до н.э. высадился на острове Юлий Цезарь – великому полководцу не понравилось, что бритты поддерживали галлов в их противостоянии с Римской империей на материке. Цезарь выиграл пару сражений, но большого успеха ему добиться не удалось.

Спустя год он предпринял новую попытку, на этот раз при поддержке местного племени триновантов – незадолго до этого они потерпели поражение от другого кельтского племени, возглавляемого Кассивелауном, и жаждали мести. На этот раз войска Рима продвинулись довольно далеко вглубь страны, но Цезарь не захотел оставаться на британском острове на зиму, так что вернулся на материк, удовлетворившись простым обещанием Кассивелауна выплачивать римлянам дань. Нет никаких свидетельств того, что это обещание было исполнено.

Настоящая колонизация Британских островов началась почти век спустя, в 43 году нашей эры. Тогда император Клавдий решил укрепить свой шаткий авторитет военными победами, и Британия, как ему казалось, подходила лучше всего. Поход был вполне успешным, римляне разбили войска бриттов, а остров частично вошёл в состав Римской империи.

Бритты, однако, продолжали сопротивляться, завоевание растянулось на 40 лет. И даже после его окончания под контролем римлян оказался не весь остров – северные территории, где сейчас расположена Шотландия (римляне называли эти земли Каледонией), сохранили независимость, так как римские легионы в горах оказывались неэффективными. При этом жившие здесь пикты и бриганты совершали постоянные набеги на римские владения, так что в 122 году император Адриан распорядился построить оборонительный вал, получивший его имя. Эта каменная стена шириной 3 метра и высотой от 4 до 6 метров протянулась через весь остров, от Ирландского до Северного моря, на 117 км. Фрагменты вала сохранились до сих пор.

Римское владычество над Британией завершилось ещё до окончательного распада империи – уже в начале V века остров покинул последний римский легион. После этого регулярные набеги пиктов, а также скоттов, переселившихся в Шотландию из Ирландии, стали ещё более частыми и разорительными, но главную опасность для бриттов, как выяснилось, несли вовсе не они.

В этот период истории в Европе всё большую роль играли германские племена. Но если территорию Австрии, скажем, атаковали остготы, баварцы и франки, то на Британию нацелились англы, саксы и юты. Причём, этот ящик Пандоры открыли сами бритты – в V веке они призвали ютов, чтобы отбить атаки своих северных соседей. Юты, действительно, смогли разбить скоттов и пиктов, но вот уходить обратно в Ютландию (ныне это территория Дании) отказались. Отчасти из-за того, что на их родине ютов активно вытесняло другое германское племя – даны.

За ютами в Британию начали переселяться и их соседи – англы и саксы. Они быстро покорили местное население, частично истребив его, частично – ассимилировав. Кельтское население сохранилось лишь в нескольких регионах – на севере, где в горах по-прежнему жили скотты и пикты, и где позже образовалась Шотландия (Scottland, «страна скоттов»), и на западе, где жили валлийцы (от древнегерманского walhaz, что значило «иностранец»), и где образовался Уэльс (Walles). Кроме того, продолжили независимое существование и ирландцы – кельты, переселившиеся на соседний остров несколькими столетиями раньше. А часть бриттов переправилась через Ла-Манш и поселилась на материке, основав Бретань. Сегодня это регион Франции.

Противостояние бриттов и англо-саксов получило отражение в фольклоре, в частности – в легендах о короле Артуре. Согласно сказаниям, Артур был королём и предводителем бриттов, объединивший Британию в борьбе с германскими племенами и остановивший продвижение саксов. Эти легенды популярны в Великобритании по сей день, хотя нынешнее население острова – потомки как раз-таки англов и саксов, то есть тех, с кем воевал Артур, а английский язык относится к германским.

Нетрудно догадаться, что слова Англия и англосаксы произошли именно от названий новых завоевателей Британии. Более того – германские племена дали сегодняшние именования и многим регионам страны, так как делили остров между собой. Так, саксы жили в Сассексе (от Suth-Seax, «южные саксы»), Уэссексе (от West-Seax, «западные саксы») и Эссексе (от East-Seax, «восточные саксы»). Англы, соответственно, в Восточной Англии (East Anglia) – в то время это был относительно небольшой регион на юго-востоке острова, – а также в Мерсии и Нортумбрии, а юты – в Кенте. Впоследствии на территории Мерсии образовалось графство Нортгемтоншир, где ныне расположен Сильверстоун.

Британия оказалась разделена на семь королевств, но, освоившись, англы, саксы и юты начали бороться за власть на всей захваченной территории. В IX веке король Уэссекса Эгберт объединил большую часть королевств под своим началом, создав новую страну. Чуть позже, при его внуке Альфреде Великом, она получила новое название – Englaland, «земля англов». В последующие годы оно трансформировалось в современное England.

В то же время над Англией нависла новая угроза – появились очередные завоеватели, готовые потеснить своих предшественников. Ими стали грозные викинги из северных земель – норманны, то есть «северные люди», как называли их римляне. Викинги также относились к германским племенам, но отделились от них гораздо раньше, переселившись в Скандинавию. В воинственности они могли поспорить с англами и саксами, а на море в те времена им практически не было равных.

Нападать на английские земли норманны начали ещё в VIII веке, в IX их атаки заметно усилились. Именно тогда произошли ключевые события, определившие судьбу Британии на столетия вперёд. Причём, произошли они во Франции. Такой страны, правда, в то время ещё не было, её территорию занимали остатки империи франков, разделённой на несколько частей. В начале X века король Западно-Франкского королевства, Карл III Простоватый, не в силах сдержать атаки норманнов, признал притязания на завоёванные территории норвежского викинга Роллона. Так появилось герцогство Нормандия – место жительства франконизированных викингов.

Именно в Нормандии в начале XI века родился Вильгельм I, будущий Вильгельм Завоеватель. В 1066 году в битве при Гастингсе он разгромил саксов, стал королём Англии и правил более 20 лет, до самой смерти. За эти годы жизнь страны радикально изменилась. Вильгельм I объединил страну, упорядочил законодательство, создал армию и флот, провёл первую земельную перепись, начал строить каменные крепости.

С другой стороны, Вильгельм ввёл новые порядки при дворе, где теперь говорили по-французски и следовали французским обычаям. На несколько сот лет французский язык стал основным для богослужений и судопроизводства, на нём писались законодательные акты. Вильгельм, как и его последователи, наделял землями норманнских баронов, благодаря чему французский превратился в язык знати. Язык англосаксов при этом стал языком простонародья.

Как нам сейчас известно, в конечном итоге французскому не удалось вытеснить из Британии английский язык. Однако английский, что мы знаем сегодня – в огромной степени следствие того периода английской истории. Именно в это время он далеко отошёл от своих германских корней, заимствовав большое количество французских слов – до 50% всего словарного запаса. С другой стороны, такое развитие Великобритании привело к тому, что аристократия и простолюдины в ней были фактически представителями двух разных народов.

После пресечения нормандской династии на троне оказались Плантагенеты – наследники как Вильгельма I, так и англосакских королей. В этой династии было немало знаменитых правителей, в том числе один из самых известных королей в истории – Ричард Львиное Сердце, чей образ увековечен и в народных сказаниях о Робине Гуде, и в романе Вальтера Скотта «Айвенго». После смерти Ричарда в 1199 году на престол взошёл его брат Иоанн Безземельный, при котором была принята Великая хартия вольностей, ограничившая власть монарха. Некоторые положения этой Хартии действуют по сей день.

В XIV-XV веках между двумя боковыми ветвями династии, Йорками и Ланкастерами, разгорелась борьба за права на престол, вылившаяся в «Войну алой и белой розы» (такое название она получила по символам противоборствующих сторон: белая роза у Йорков, и красная – у Ланкастеров). Это противостояние впоследствии многократно отражалось в мировом искусстве, в том числе и современном. К примеру, в популярном ныне сериале «Игра престолов», где борьбу ведут Старки и Ланнистеры.

После победы Ланкастеров в Войне алой и белой розы в Англии воцарилась новая династия – Тюдоры. А спустя чуть более века их сменили шотландские Стюарты. Первый король династии, Яков I, был одновременно шотландским королём Яковом VI. Таким образом, появился прообраз Великобритании – впервые власть на территории всей Британии оказалась сосредоточена в одних руках, хотя формально страны сохраняли независимость.

Правда, Стюарты едва не стали последней династией в истории Англии – уже сын Якова, Карл I, в 1649 году во время Английской революции был отстранён от власти и казнён. На 9 лет страна фактически оказалась под личной диктатурой генерал-лейтенанта армии и лидера революции Оливера Кромвеля, а после его смерти власть перешла к его сыну Ричарду. Однако династии Кромвелей появиться было не суждено – уже спустя год Ричард был отстранён, а на трон призван сын казнённого короля, Карл II. Произошла реставрация Стюартов.

Вернувшись на трон, Стюарты не изменили своим привычкам, и в частности – тяге к католицизму, что в протестантской Англии менее чем через 30 лет привело к новому перевороту. На этот раз обошлось без масштабного кровопролития и казней – в историю события 1689 года вошли как «Славная революция». В её результате на троне оказались дочь Якова II Мария и её муж (и двоюродный брат), правитель Нидерландов Вильгельм III Оранский.

Эти события имели не только династические последствия. Благодаря Вильгельму III, уже в 1689 году был принят «Билль о правах», ещё более ограничивший власть монарха и гарантировавший подданным основные права (в том числе свободу слова). Через несколько лет были основаны Английский банк и Ост-Индийская компания, проходила активная подготовка к массовой колонизации Северной Америки, начался расцвет литературы, науки, мореплавания. Безусловно, правление Вильгельма III заложило основу могущества Англии в последующие века.

После Стюартов на престол вступила Ганноверская династия, но их власть уже была не столь велика. Всё большую роль играл парламент, где противостояли две основные партии – тори и виги. В начале XVIII века Англия и Шотландия официально объединились, образовав государство Великобритания. В течение последующих 50 лет владения страны значительно расширились, благодаря колониям в Америке и в Азии. Правда, к концу столетия Соединённые штаты отвоевали своё право на независимость, а в первой половине XIX века всё большую автономию получала и Канада. Однако основной доход британской короне к тому моменту уже приносили её индийские владения.

Всю вторую половину XIX века (с 1837 по 1901 годы) в Великобритании царствовала королева Виктория. Несмотря на то, что этот период остался в истории страны как «Викторианская эпоха», и королева пользовалась большой любовью британцев того времени, она оказывала очень небольшое влияние на политическую жизнь страны. Фактически, при Виктории окончательно оформилось правило «Король царствует, но не правит».

После смерти Виктории, которая была королевой 63 года, 7 месяцев и 2 дня, на трон вступила Саксен-Кобург-Готская династия, в годы I мировой войны сменившая название на Виндзорскую. Она правит по сей день – именно к ней принадлежит нынешняя королева Елизавета II. Рекорд Виктории она повторит 8 ноября.

Впрочем, сегодня монархи Великобритании выполняют чисто представительские функции – причём, по доброй воле, ведь ничто не мешает королю или королеве в любой момент взять власть в свои руки. Реальные же полномочия сосредоточены в руках парламента, в особенности его нижней палаты – Палаты Общин. Именно она (точнее, партия, имеющая большинство) формирует правительство страны, а лидер партии становится премьер-министром.

Если в XIX веке Великобритания была самой большой империей мира, то в XX веке, растеряв большую часть колоний, превратилась в лидера мировой индустрии. Неудивительно, что автоспорт на Туманный Альбион пришёл очень рано. Первая автоспортивная трасса, бетонный овал Бруклэндс неподалёку от Лондона, была построена ещё в 1907 году (одновременно это был и один из первых британских аэродромов). В 1926 году тут прошёл первый Гран При Великобритании.

В 1930-х гонки проводились в Донингтоне, но они не имели статуса национального Гран При. Так что главная национальная гонка вернулась уже после II мировой войны, в 1948 году, на временную (поначалу) трассу, расположенную на военном аэродроме в Сильверстоуне. А спустя два года здесь началась история Формулы 1.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.