Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки на Хунгароринге…
Гран При Венгрии пока можно считать лучшей гонкой 2015 года – на его исход повлиял ряд важных решений, позволивших кому-то добиться отличных результатов, но кто-то при этом допустил серьёзные ошибки, за которые пришлось расплачиваться. Но чем руководствовались команды, принимая эти решения?
Как и в прошлом году, ключевым моментом гонки стало появление автомобиля безопасности, что помогло одним и помешало другим.
Нико Росберг упустил шанс заметно сократить отставание от Льюиса Хэмилтона в личном зачёте чемпионата: он был недостаточно агрессивен и целеустремлён, и это дорого ему обошлось.
Зато оба гонщика Red Bull Racing поднялись на подиум, несмотря на неудачный старт гонки. Мы проанализируем, как это всё произошло, а также поговорим о неоднозначном решении Toro Rosso предоставить Максу Ферстаппену тактическое преимущество, хотя на первом отрезке гонки он ехал позади напарника.
Мог ли Росберг выиграть гонку?
Многие болельщики задаются этим вопросом. На втором пит-стопе Нико Росберг получил комплект шин Medium, и в итоге не смог побороться с Себастьяном Феттелем за победу. Кроме того, он вступил в «ближний бой» с Даниэлем Риккардо, что закончилось контактом между машинами и проколом колеса.
Почему всё-таки на последнем пит-стопе ему не поставили мягкую резину?
Первопричина в том, что ещё до появления сейфти-кара из-за аварии Нико Хюлкенберга, Росберг просил команду приготовить комплект более жёстких шин, на котором он собирался проехать заключительный отрезок. На таком же комплекте он проехал второй отрезок, стараясь отыграть отставание от гонщиков Ferrari, Себастьяна Феттеля и Кими Райкконена, захвативших лидерство после старта.
На первом пит-стопе ему не было смысла ставить Soft, как это сделали в Скудерии – скорее, надо было применить какую-то иную тактику, надеясь, что под конец дистанции ситуация изменится из-за автомобиля безопасности, и это сыграет на руку Mercedes. Но по ходу всей гонки ему не хватало скорости, чтобы держаться за Ferrari, и когда приближался второй пит-стоп, Росберг уже не думал о том, чтобы их опередить – он лишь хотел финишировать впереди Хэмилтона, в это время пробивавшегося через пелотон после проблем на первом круге, отбросивших его на 10-ю позицию.
Когда гонка миновала экватор, Росберг ехал третьим, и ему сказали, что напарник уже в четырёх секундах позади него и проведёт пит-стоп раньше, чтобы перейти на более жёсткую резину. Нико ответил, что тоже поставит Medium, чтобы эффективно обороняться от Льюиса.
В тот момент он уступал Феттелю, лидеру гонки, 23 секунды, а Райкконену – 15. Всё это говорит о том, что Росбергу, к сожалению, явно не хватило честолюбия. Кстати, ситуация чем-то похожа на ошибку, допущенную Хэмилтоном в Монако, когда чемпион мира тоже думал только о том, чтобы опередить напарника, действуя в собственных интересах, а не в интересах команды.
В Mercedes вовсе не хотят, чтобы напарники замедляли друг друга, но у Росберга был именно такой план. Команда хочет выигрывать гонки. Поэтому Нико просили догнать Райкконена, чтобы на заключительном отрезке попытаться атаковать финна, пользуясь преимуществом мягких шин.
На этой стадии у Mercedes ещё были теоретические шансы выиграть гонку, поскольку Хэмилтон ехал быстрее всех по свободной трассе, а Росберг мог ближе к финишу побороться с Ferrari, когда Феттель и Райкконен перейдут на Medium – Скудерия не всегда отличается скоростью на этой резине. Примерно в это время машина Кими начала терять мощность из-за проблемы с ERS, так что в Mercedes могли как минимум рассчитывать на 2-е и 3-е места.
В чемпионской команде начались дискуссии, и в итоге там приготовили для Росберга более жёсткие шины. Но на 42-м круге попал в аварию Хюлкенберг, и гоночный директор Чарли Уайтинг ввёл режим Виртуального автомобиля безопасности. Это означало, что гонщики должны замедлиться, сохраняя при этом определённые интервалы, что давало дирекции гонки какое-то время на размышление, надо ли выпускать реальный сейфти-кар.
Гонщики Ferrari уже поехали на очередной круг, тогда как Росберг находился рядом с въездом на пит-лейн и свернул в боксы, а через семь секунд за ним последовал Хэмилтон. У Mercedes не было времени заменить комплект шин, приготовленных для Нико, поэтому на его машину поставили Medium, хотя очевидно, что надо было ставить Soft и атаковать Феттеля после рестарта.
Впрочем, правильнее было бы проехать ещё круг, как сделали в Ferrari, за это время на пит-уолл обсудили бы тактику и успели подготовить комплект мягкой резины. До финиша оставалось ещё 28 кругов, что слишком много для Soft, но, поскольку асфальт был усыпан обломками, гоночный директор скорее всего принял бы решение выпустить автомобиль безопасности, и несколько кругов ушло бы на то, чтобы очистить трассу.
Если бы Росберг собирался действовать более агрессивно, нацеливаясь на победу, он бы принял другое решение. Кстати, это интересный момент, который ему надо бы проанализировать. Если он собирается бороться за титул, в такие дни, когда его напарник решает свои задачи и допускает ошибки, надо действовать более решительно. Но Нико начал осторожничать и в итоге лишился возможности сравняться с Льюисом по числу набранных очков.
Red Bull Racing улыбнулась удача
Гонщики Red Bull Racing впервые в этом году поднялись на подиум: Даниил Квят занял 2-е место, а Даниэль Риккардо – 3-е. Оба гонщика выиграли от появления автомобиля безопасности, воспользовавшись тем, что соперники, ехавшие на более быстрых машинах, столкнулись с проблемами. Если бы в Mercedes нормально сработали, а Райкконен не сошёл, Квят был бы только пятым.
На старте он повредил шины на торможении перед первым поворотом, и на начальном отрезке гонки ситуация для него складывалась неудачно, поэтому команда попросила его пропустить Риккардо. Но финишировал австралиец позади Даниила, поскольку повредил машину в ходе нескольких агрессивных обгонов.
Квят рано провёл пит-стоп, уже на 13-м круге – значит, ему предстояло проехать дистанцию с тремя пит-стопами, что не позволяло рассчитывать на высокий результат, но из-за сейфти-кара он смог сократить отставание от лидеров. Поскольку после первого пит-стопа российский гонщик, как и Росберг, ехал на Medium, то он оказался в благоприятной ситуации, получив на финальный отрезок свежий комплект мягких шин.
Риккардо уже с субботы был агрессивно настроен, сохранив после квалификации свежий комплект Soft, чтобы атаковать в воскресенье, и в финальной части гонки так и поступил. После рестарта у него появилась неплохая возможность побороться за победу, благодаря этому агрессивному подходу – именно такой настрой должен был быть и у Росберга.
Правильно ли действовали в Toro Rosso?
После гонки возникли некоторые дискуссии, когда выяснилось, что в Toro Rosso позволили Максу Ферстаппену опередить Карлоса Сайнса за счёт более раннего первого пит-стопа, хотя обычно такая тактика применяется против соперников, но не против напарников. Как правило, приоритетное право на пит-стоп у того, кто едет впереди.
В Red Bull Racing попросили Квята пропустить Риккардо, поскольку он повредил шины и сдерживал австралийца – это вполне логично. Ферстаппену тоже казалось, что Сайнс его сдерживает, но у команды не было явных причин прибегать к такой тактике. Однако подобного рода прагматичные действия оправданы в молодёжной команде, где гонщики только осваивают секреты мастерства, поэтому в Toro Rosso предоставили Максу право первому провести пит-стоп.
Когда дошла очередь до Сайнса, он потерял три лишних секунды, поскольку ему пришлось ждать в боксах, пропуская другие машины, проезжавшие по пит-лейн: в итоге он оказался не только позади напарника, но и позади Алонсо. Карлосу было явно обидно, однако анализ статистики гонки говорит, что команда поступила правильно. В Венгрии Ферстаппен был быстрее, благодаря чему Toro Rosso заработала 12 очков за 4-е место, которые были им очень нужны. По итогам сезона эти очки будут в буквальном смысле стоить миллионы, которые получит команда в виде призовых.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com