В 2011-м, когда Pirelli выиграла тендер на поставку резины для Формулы 1, планировалось, что благодаря резине, которая быстро теряет эффективность, гонки снова станут интереснее, поскольку возрастёт роль такого фактора, как стратегия. Однако спустя несколько лет в некоторых гонках команды вновь стали применять тактические схемы с единственной остановкой в боксах, притом что гонщики по-прежнему не могли максимально выкладываться из-за необходимости беречь резину. Руководитель Pirelli Motorsport Пол Хембри рассказал о том, как шинникам представляется дальнейшее развитие ситуации.
Пол Хембри: «Нас просили сделать гонки более динамичными, добиться того, чтобы стиль пилотирования и конструкция шасси играли важную роль, увеличилось бы число пит-стопов, и появились бы новые варианты тактических схем. Но нам не каждый год удавалось в этом преуспеть. Пожалуй, лучше всего ситуация складывалась в 2012-м. Тогда мы использовали очень агрессивный подход и создали шины, работать с которыми было очень сложно как в техническом плане, так и в плане пилотирования. Всё было здорово!»
Однако в дальнейшем Pirelli стали действовать гораздо более консервативно, а переход на турбомоторы повлиял на работу с резиной гораздо меньше, чем ожидалось. В итоге многих гонщиков не устраивает сегодняшнее положение дел.
«Фернандо Алонсо хотел бы вернуться к тем шинам, которые были во времена дозаправок, когда гонки напоминали соревнования на спринтерские дистанции, – продолжил Хембри. – Он считает это лучшими временами в Формуле 1, поскольку тогда можно было максимально выкладываться.
Конечно, обидно, что вас попросили что-то сделать, а затем ваша работа понравилась не всем. Нужен единогласный подход. Можно ли считать нынешнюю философию правильной? Всё зависит от того, что вы хотите достичь. Если вы хотите увеличить число обгонов и добиться более активного участия гонщика, то эти проблемы отчасти решит создание любых сложностей для пилотов.
Если гонщики хотят максимально выкладываться, то мы можем пойти навстречу. Можно убрать из этого уравнения резину, но тогда вы вернетесь во времена, когда в Барселоне за три или четыре года было примерно пять обгонов.
Вы оказываетесь в ситуации, когда машина буквально едет по рельсам. С одной стороны, это очень хорошо, но, к сожалению, максимально выкладываетесь не только вы, но и соперник впереди, при этом вы лишились важной переменной, на которую гонщики могли как-то влиять, а теперь она оказалась вне их контроля».
После Гран При Бельгии, когда на машине Себастьяна Феттеля не выдержала задняя правая шина, Pirelli вместе с FIA установили минимально разрешённый уровень давления. Некоторые команды были недовольны таким решением, утверждая, что если бы в Pirelli производили более крепкие шины, в столь высоком давлении не было бы необходимости.
«Некоторые команды спрашивали: "Когда мы вернемся к нормальным показателям давления?" Но нормальное давление может достигать и 30 psi, если возрастает аэродинамическая нагрузка», – пояснил Пол Хембри.
По его мнению, шинников очень серьёзно сдерживает отсутствие тестов. Без всесторонних испытаний резины Pirelli сложно добиться результата, который бы устраивал всех: «Найти баланс непросто: если шины выдерживают 15 кругов, вы получаете стратегию с тремя остановками, если 20 кругов – то с двумя. У вас есть окно в пять кругов. Именно для этого нам нужны тесты.
Сейчас команды обсуждают, чего они хотят добиться в будущем – нужно ли им столь кардинально менять аэродинамику? Могут ли они добиться желаемого только за счет более широких шин и естественного хода модернизации? Возможно, к 2017-му мы подготовим пару составов, чтобы гонщики могли максимально выкладываться. Может быть, мы их добавим в нашу линейку составов. Может быть, в некоторых гонках повысится уровень деградации резины. Надо попробовать – посмотрим, в каком случае гонки будут проходить интереснее.
В конечном счете, мы можем сделать всё, что хотят команды. Мы не отстаиваем ту или иную позицию. Всё, что мы просим – чтобы они пришли к единому мнению, ведь когда это произойдёт, уже не будет смысла жаловаться».