Бывший гонщик Формулы 1, комментатор британского телеканала Sky Sports Мартин Брандл подвёл итоги Гран При Германии…
Я провожу в Формуле 1 тридцать третий год, и каждый сезон пролетает всё быстрее. Двенадцать гонок уже позади, девять осталось, и мы видели, как изменилась ситуация в чемпионате за последние недели.
Лишь второй раз в истории Формулы 1 в один календарный месяц проводятся четыре гонки. В прошлый раз это было в 2005-м, в следующий раз будет в октябре, но если сейчас все четыре этапа прошли в Европе, то все октябрьские будут выездными.
Нико Росберг отлично выступил в квалификации, завоевав поул в единственной попытке в финале, но все его усилия оказались напрасны, когда на старте задние шины сорвались в пробуксовку на третьей передаче. Я часто говорю, что гонку невозможно выиграть в первом повороте, но её можно там проиграть, и с Нико это произошло дважды подряд – в Венгрии и Хоккенхайме.
Надёжность и скорость современных машин, профессионализм гонщиков и отсутствие ошибок приводят к тому, что неудачный старт может иметь огромное влияние на результат.
В итоге, Льюис Хэмилтон лидировал всю дистанцию, стараясь экономить ресурсы своего уже пятого двигателя, контролируя отрыв от гонщиков Red Bull Racing, а лучший из гонщиков Ferrari даже в этом темпе отстал на финише на полминуты.
Знаете, мне понравились действия Росберга в борьбе с Максом Ферстаппеном. Он должен быть агрессивен, если хочет сохранить шансы на титул в этом сезоне, которые в последние несколько недель он почти потерял. Да, с точки зрения гоночного мастерства действиям Росберга порой не хватает точности и изящества, но он находился на грязной стороне трассы, где сложно тормозить, передним шинам явно не хватало сцепления, но он не заблокировал резину и не врезался в соперника.
Мог он повернуть раньше? Вероятно, нет. Должен ли он был повернуть круче? Без сомнений. Впрочем, некоторые считают, что в подобных ситуациях лучше заблокировать резину, чтобы создать видимость потери контроля над машиной и избежать штрафа.
На месте стюардов я бы не стал наказывать Нико. Не думаю, что нужны какие-то санкции в случае борьбы на трассе, когда нет никакого контакта, когда никто никому не портит гонку. Я хочу видеть подобные ситуации, когда гонщики разбираются друг с другом чисто.
Забавная ситуация произошла на пит-стопе Росберга, когда он отбывал пятисекундный штраф за этот инцидент с Ферстаппеном и у команды не нашлось обычного секундомера. В итоге Нико ждал перед обслуживанием восемь секунд вместо пяти, что, вероятно, стоило ему третьего места и важных очков. Нам вновь напомнили, что в этом многомиллиардном высокотехнологичном бизнесе работают люди, которым порой свойственно ошибаться.
Перед началом уик-энда стратегическая рабочая группа собралась в Женеве, пересмотрев некоторые правила – по поводу появления системы защиты головы Halo, ограничений на радиопереговоры и соблюдения границ трассы – и эти поправки немедленно вступили в силу.
Вы можете задаться вопросом: как это возможно, ведь обычно правила сначала должны пройти Комиссию Формулы 1, а затем быть утверждены Всемирным советом? И не тот ли это случай, когда хвост управляет собакой, если команды сами меняют правила и они сразу начинают использоваться.
От ограничений на радиопереговоры отказались так же быстро, как от нового регламента квалификации с выбыванием. До этого у каждой команды на пит-уолл был большой список фраз, которые разрешено произносить в той или иной ситуации. Но это полная ерунда, когда инженеру приходится подбирать фразы для общения с гонщиком, который в этот момент несётся по трассе со скоростью 300 км/ч.
Некоторые спрашивали меня: как это возможно – менять правила по ходу сезона, особенно после того, как за их нарушение уже оштрафовали Росберга и Баттона, из-за чего они потеряли фактические или потенциальные очки в чемпионате.
Решение отложить использование системы защиты головы Halo до тех пор, пока не будут проведены более масштабные тесты, выглядит понятным, но непонятно, почему в прошлые месяцы команды не работали с этим решением на тестах и свободных заездах, чтобы обнаружить возможные проблемы с перегревом или другие сложности?
Видимость не может быть проблемой. В прототипах Ле-Мана и закрытых спорткарах видимость гораздо хуже, но гонщики справляются. Ключевые вопросы здесь – извлечение пилота после аварии и эстетика спорта. Должен сказать, что мнение гонщиков по поводу Halo вовсе не так однозначно, как некоторые пытаются представить.
Мне нравится открытость Тото Вольффа и Кристиана Хорнера, я разделяю их позицию по большинству вопросов, кроме соблюдения границ трассы. Я считаю себя болельщиком Формулы 1, хотя никогда не предполагал выступать от имени болельщиков, но по публикациям в социальных СМИ и личным встречам я знаю, что эта проблема их волнует.
По ходу уик-энда Кристиан и Тото говорили, что гонщикам нужно разрешить использовать любую траекторию, что сделает гонки зрелищнее. Но границы трассы должны быть, как и все остальные спортивные понятия, что важно для судейства.
Проще всего в данной ситуации нарисовать двойную сплошную по периметру трассы, иначе гонщики будут использовать зоны вылета и другие заасфальтированные участки – по ходу уик-энда они покроются отработанной резиной и станут стандартной гоночной траекторией. В Хоккенхайме мы вновь видели сломанные подвески и повреждённые дорогостоящие днища, которые командам приходилось ежедневно менять. И при этом мы вновь слышали разговоры о безопасности. Это невероятно!
Думаю, не должно быть никаких проблем с разработкой универсальных поребриков, удовлетворяющих требованиям Формулы 1, мотоциклистов, гоночных серий GT и спорткаров. Кроме того, есть технологии GPS и возможность контроля скорости машин. В этой ситуации не нужно ждать решения стюардов, просто если гонщик проезжает ключевые повороты слишком широко, на несколько секунд на его машине должна снижаться мощность – такой вот автоматический штраф. Руководитель одной из команд сказал мне, что он слышит специальный звуковой сигнал каждый раз, когда его машины выезжают за границы трассы. Такие технологии уже есть.
Если такой сигнал будет световым, то его увидят соперники и болельщики, тогда это поможет тем, кому мастерство позволяет атаковать на пределе, оставаясь в пределах трассы – как в Монако. Кроме того, гонщики молодёжных и национальных серий смогут увидеть, как и где пилоты Формулы 1 находят резервы скорости на той или иной трассе.
В мои времена лучшими гонщиками были Сенна, Шумахер и Хаккинен. Один из них был моим напарником в Формуле 3, два других были моими напарниками в Формуле 1. И я очень рад, что мне не пришлось искать возможности как-то опередить Льюиса Хэмилтона, когда он в хорошей форме».