Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Италии…
Редко бывает, что гонка Формулы 1 выигрывается в субботу, но в Монце было именно так – в Mercedes использовали своё преимущество в скорости, поставив во второй квалификационной сессии шины Soft вместо SuperSoft, в воскресенье стартовали на них и стали единственными в первой десятке, кто проехал дистанцию с одним пит-стопом. В результате Нико Росберг легко выиграл гонку.
Могли ли так же поступить в Ferrari и Red Bull? И мог бы Даниэль Риккардо добиться большего, если бы в команде выбрали иную стратегию?
Ожидания перед гонкой
Гонка в Монце обычно проходит с одним пит-стопом, поскольку из-за высокой скорости машин, достигающей 360 км/ч, потеря времени на пит-лейн, где скорость ограничена 80 км/ч, слишком велика.
В этом году в Pirelli привезли шины SuperSoft в дополнение к Soft и Medium, использовавшимся в прошлом году. В 2015-м многие проехали дистанцию из 53 кругов с одним пит-стопом, стартовав на Soft и переключившись на Medium в районе 19-20 круга. Но шины SuperSoft были на 0,8 секунды быстрее, чем Soft, поэтому гонщики были вынуждены использовать их в квалификации даже при том, что в гонке этот состав выдерживал небольшую дистанцию. Стратеги Mercedes, Red Bull и Ferrari отлично это понимали, и активно тестировали шины Soft и SuperSoft по ходу свободных заездов.
Ferrari и Red Bull избегают риска
После гонки всегда легко рассуждать о том, как командам следовало поступить и какую стратегию использовать. Уже в пятницу было понятно, что в Mercedes собираются стартовать на Soft и проехать гонку с одним пит-стопом – они имели преимущество в скорости, кроме того, они смогли заставить работать шины Medium. Думали об этом и стратеги Ferrari и Red Bull, но их машины уступали Mercedes примерно полсекунды на круге, поэтому был риск выбыть из борьбы во второй квалификационной сессии в случае использования шин Soft.
В случае с Ferrari всё осложнялось домашней гонкой и визитом президента Серджио Маркионне, который за час до квалификации признал в интервью, что в этом году команда потерпела неудачу. В Ferrari использовали шины Soft в первой квалификационной сессии, чтобы сэкономить комплект SuperSoft и понять, можно ли рассчитывать на выход в финал, если использовать Soft и во второй сессии. Феттель проехал круг за 1:23.077, а Райкконен – за 1:23.217. По расчётам место в финале гарантировал круг в районе 1:22.9, что было вполне достижимо, но и риск оставался, поскольку оба гонщика недавно допускали ошибки в квалификации.
В Ferrari могли это сделать, но не стали пытаться. Отчасти и потому, что не нашли подход к шинам Medium. Они назвали свою стратегию Supersoft-Supersoft-Soft «агрессивной», хотя на самом деле она такой не была. Провести вторую квалификационную сессию на Soft – вот это был агрессивный вариант.
В Red Bull немного уступали в Монце Ferrari в скорости, но всё же попытались использовать Soft во второй квалификационной сессии. Риккардо в первой попытке проехал круг на границе прохождения в финал – 1:23.004, а Ферстаппен – 1:23.096, но на вторую оба гонщика поставили SuperSoft, чтобы перестраховаться.
Стоило ли Ferrari поступить иначе? Велика ли была вероятность, что один из гонщиков Mercedes неудачно стартует? Такое случалось уже шесть раз за сезон, и в Монце Льюис Хэмилтон допустил пробуксовку, откатившись на шестое место, позади Ferrari и Red Bull Racing, но использовать это в своих интересах соперники не смогли.
Риккардо боролся не с той машиной
Даниэль Риккардо большую часть гонки провёл позади Ferrari и только борьба с Валттери Боттасом стала украшением его дня. Но в Red Bull Racing ошиблись с первым пит-стопом, и Даниэль потерял шанс побороться с Кими Райкконеном за четвёртое место, а не с Боттасом за пятое.
В этом году Риккардо здорово работает с резиной, ему удалось проехать на стартовом комплекте SuperSoft 16 кругов – на круг больше, чем Райкконену, и в этот момент резина на машине австралийца работала весьма эффективно – он проезжал круги за 1:28.4. Его никто не прессинговал сзади, он мог оставаться на трассе, и если бы в Red Bull провели пит-стоп на два-три круга позже, то имели бы возможность переключить стратегию на один пит-стоп, что вывело бы его на четвёртое место, когда Райкконен на 34-м круге второй раз сменил резину.
Возможно, в конце гонки Кими смог бы его догнать, но ещё нужно было бы обгонять, а Райкконен в этом году испытывал серьёзные сложности при обгоне машин Red Bull Racing. Но в любом случае, это была бы борьба за четвёртое место, а не за пятое, как с Боттасом.
Впрочем, упустив возможность побороться с Райкконеном, в Red Bull Racing затянули второй отрезок Риккардо и поставили ему SuperSoft на последние круги, что позволило эффектно опередить Боттаса. Это был один из лучших обгонов сезона.
Haas есть, о чём сожалеть
В Haas F1 весьма успешно проводят дебютный сезон, заработав очки уже в четырёх гонках, и имели отличный шанс заработать очки в Монце, получив обновлённый мотор Ferrari.
Гутьеррес квалифицировался десятым, но откатился на 18 место на старте, а Роман Грожан ехал позади Алонсо и Хюлкенберга, но команда допустила стратегическую ошибку.
Французский гонщик стартовал на шинах Soft, но провёл на них слишком долгий отрезок, лишь на 28 круге cвернув в боксы. Он потерял так много времени на изношенных шинах, что его ехавшие впереди соперники сменили резину и вернулись на трассу перед ним, что не позволило ему получить преимущество от выбранной стратегии одного пит-стопа.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com