Бывший гонщик Формулы 1, комментатор британского Sky Sports Мартин Брандл подвел итоги финального этапа сезона и объяснил, почему руководителям Mercedes предстоит решить непростую проблему…
Мои поздравления Нико Росбергу, новому чемпиону мира. Большую часть жизни он посвятил достижению этой цели, и теперь может насладиться успехом вместе с семьей и командой. Он выигрывал гонки и стал чемпионом, но этот результат был бы невозможен без напряженной работы, самоотверженности и риска.
Росберг перешел в Mercedes в 2010 году, сыграв фундаментальную роль в развитии команды и создании машины, которая сейчас доминирует. Его напарниками были двое гонщиков, которых считают одними из лучших в истории – Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон, хотя Шумахер был менее конкурентоспособен, чем в лучшие годы своей карьеры.
Нико не может опередить Хэмилтона, когда тот на пике формы – так было ещё со времен, когда они выступали в картинге. Росберг понял, что должен найти другой способ оказаться впереди, в частности – всегда быть максимально сосредоточенным и спокойным. Когда у Льюиса возникали технические проблемы, особенно в Малайзии, скорости Росберга оказывалось достаточно, чтобы реализовать свой шанс и в итоге завоевать титул.
Перед решающей гонкой на руках у Льюиса были три карты, и все три он сыграл. Психологически дестабилизировать напарника. Выиграть гонку. Позволить соперникам навязать борьбу Росбергу. Льюис использовал их все.
Формат традиционной пресс-конференции в четверг был немного изменен, чтобы уделить большее внимание двум претендентам на титул. Хэмилтон использовал эту возможность, чтобы рассказать о своей жизни, стиле пилотирования, достижениях и вообще обо всем, что приходило ему в голову, к примеру: «в моем сердце я – чемпион». Росберг говорил мало, в основном о том, что его подход останется неизменным. Он вновь и вновь произносил мантру, что «думает только о предстоящей гонке», и его подход сработал.
На протяжении всего уик-энда у Хэмилтона было преимущество в скорости, как и на нескольких прошлых этапах. Если бы Льюис на протяжении всего сезона оставался столь сконцентрированным, ему бы не помешали и технические проблемы. После этапа в Малайзии он стал ещё больше заряженным на победу, чего не всегда хватало в середине сезона.
Льюис победил в Абу-Даби, пилотируя так медленно, как только мог, но при этом достаточно быстро. Утром перед гонкой я слышал, что в Mercedes предупредили Хэмилтона – если он начнет сдерживать напарника, они первым позовут в боксы Росберга, что даст ему преимущество. На стартовой решетке я спросил об этом Ники Лауду и Тото Вольффа, и они сразу же подтвердили это. Я уверен, что на брифингах перед гонкой Льюис соглашался со всем, а сам думал «Хорошо, я буду сдерживать его после пит-стопов, но перед зонами DRS прибавлять, чтобы он не смог меня обогнать».
Так и получилось, но драматизм гонки усилили два фактора. Макса Ферстаппена развернуло в первом повороте после неудачного старта. Чтобы вернуть его в группу лидеров, в Red Bull перевели гонщика на стратегию одного пит-стопа. Он отлично справился, проехав на SuperSoft 21 круг. Это позволило ему оказаться между пилотами Mercedes после их ранних пит-стопов.
Из-за медленного темпа Хэмилтона и угрозы со стороны соперников, Росбергу, который планировал останавливаться дважды, пришлось обгонять Ферстаппена, и он предпринял смелую попытку в восьмом повороте. Борьба продолжалась до следующей шиканы, пока будущий чемпион не вышел вперед. Во время этого сражения Росберг рисковал повредить машину и испортить комплект шин.
После этого у Нико была легкая задача догнать напарника. Думаю, многие задавались вопросом, почему Росберг не обогнал Хэмилтона, если тот ехал медленно, но Льюис действовал хитро.
Вторым фактором стала необычная стратегия Себастьяна Феттеля. Он проехал длинный отрезок на жестких шинах, а на 37-м круге перешел на SuperSoft. На этом комплекте скорость Себастьяна возросла, и он достаточно быстро догнал лидеров, которых сдерживал Хэмилтон. В итоге Росбергу пришлось обороняться от атак Феттеля, но скорость Ferrari и Red Bull в тот момент оказалась недостаточно высокой, чтобы план Хэмилтона сработал.
В этот же момент в Mercedes всё более настойчиво просили Льюиса прибавить, на что он высказывал свой взгляд на ситуацию. У него было достаточно времени, чтобы все обдумать. Возникла серьезная проблема, поскольку их звездный гонщик создал прецедент, при котором он сам выбирал тактику в ситуации, когда Ferrari могла победить.
Тактика Хэмилтона была нечестной по отношению к напарнику и неуважительной по отношению к команде, но я был бы удивлен и разочарован, если бы Хэмилтон поступил иначе. Льюис всегда нацелен только на победу – именно поэтому он трехкратный чемпион мира. Сенна и Шумахер делали вещи и похуже. Своим поступком Льюис не приобретёт новых друзей, но и после гонки было интересно смотреть на то, как он общался с прессой, стараясь уменьшить значимость титула Росберга.
Мы прощаемся с очередным сезоном, самым длинным в истории, а также с нынешним поколением машин и шин. В следующем году машины не зазвучат громче, но будут выглядеть лучше и станут быстрее. Нам ещё предстоит узнать, насколько интересно будет наблюдать за ними в деле. Нас ждет противостояние специалистов по аэродинамике, из-за чего самые бедные участники чемпионата откатятся далеко назад, но есть и несколько команд, которые надеются остановить доминирование Mercedes.
Мы расстаёмся с двумя отличными парнями – Дженсоном Баттоном и Фелипе Массой. Они выиграли много гонок, и оба пользуются всеобщим уважением – любопытно, что их характер заметно отличается от характера того же Хэмилтона, которому присущ "инстинкт убийцы", и других многократных чемпионов.
Прошедший сезон мне понравился больше, чем в 2015-м – в Red Bull и Ferrari смогли сократить отставание от Mercedes, а Макс Ферстаппен ярко выступал в гонках. Теперь все внимание на 2017-й. Спасибо, что составили мне компанию в этом году!