Чемпион мира 1997 года Жак Вильнев в последний раз выходил на старт автосоревнований в 2015 году на этапе Формулы E в Малайзии, однако затем из-за возникших разногласий прекратил сотрудничество с командой Venturi.
Отвечая на вопрос, планирует ли он вернуться в гонки, 45-летний канадец заявил: «Нет, не планирую, скорее мечтаю. Для того, чтобы вернуться в гонки, в этом должны быть заинтересованы многие, но сейчас такой возможности нет. Мне бы хотелось поучаствовать в NASCAR или ралли-кроссе, поскольку мне действительно нравятся эти машины. Я провел несколько гонок в Формуле E, но сейчас у меня нет возможности вернуться.
Как профессионалу, мне нравятся гонки, поэтому мне хотелось бы провести полный сезон. Именно таков был план в Формуле E – я не думал, что выйду на старт всего нескольких этапов. Мне не нравится, как развивались события последние несколько лет, но у меня просто не было возможности хорошо подготовиться».
Жиль Вильнёв, отец Жака, был одним из самых ярких гонщиков своего поколения, поэтому неудивительно, что Жак с детства интересовался автоспортом: «Я хотел гоняться с пятилетнего возраста. Недавно я увидел фотографию себя в возрасте четырёх лет за рулем игрушечного снегохода – я уже прыгал на нем. Уже в том возрасте мне было свойственно атаковать на пределе и рисковать. В пятилетнем возрасте я строил гоночные трассы и целыми днями играл с машинками. Целыми днями!
Я не могу сказать, что отец как-то повлиял на меня – тот факт, что он участвовал в гонках, был для меня обыденностью. Я никогда не пытался ему подражать, никогда не думал, что обязан пойти по его стопам. Однако вполне логично, что я выбрал карьеру гонщика – мне просто это нравилось».
Оценивая свою гоночную карьеру, Жак в шутку заявил: «Она была отличной, но могла сложиться намного лучше! Я доволен своими достижениями, поскольку всегда стремился победить в Формуле 1 и сделал это. Я также выиграл гонку Инди-500, что можно считать потрясающим бонусом. Мне не хватает только победы в Ле-Мане. Разумеется, было бы здорово добиться больших успехов, но, по крайней мере, я дошёл до своей цели и доволен этим.
Конечно, всегда есть вещи, которые можно было бы сделать иначе, но принятые решения влияют на вашу жизнь. Нет ничего такого, что бы я хотел изменить в прошлом. Вероятно, я бы мог выиграть больше гонок и титулов, но, возможно, победы сделали бы меня большим снобом, и я не был бы доволен собой… Я доволен тем, как все сложилось.
Вероятно, всё же второй контракт с BAR был ошибкой, но всегда легко рассуждать, вспоминая прошлое. Я мог поступить иначе, но в то время в Honda умоляли меня остаться. Есть много ситуаций, оценивая которые, можно сказать, что всё будет хорошо, однако после подписания контракта в команде изменилась политическая обстановка. В тот момент мне предлагали контракт с Флавио Бриаторе и командой Renault, но в следующем году мы опередили их, поэтому в тот момент я не считал, что принял плохое решение».
В 2016-м многие гонщики, в том числе Деймон Хилл и Джонни Херберт, опубликовали свои мемуары. Отвечая на вопрос, готов ли он написать книгу, Жак Вильнев заявил: «Было бы интересно, но вопрос в другом – стоит ли писать правду? Вы же хотите представить себя в выгодном свете. Если начать описывать негативные черты других людей, то как это отразится на вас? После выхода книги они могут начать атаковать вас. Лучше, когда книгу о вас пишет кто-то другой, поскольку невозможно быть на 100% непредвзятым, когда пишешь о себе.
Конечно, можно выставить себя в более негативном свете, чтобы люди не подумали, что вы себя приукрашиваете. Можно написать много интересных историй, но я не знаю, стоит ли мне этим заниматься самому или нет».
Рассуждая о том, как современные гонщики используют социальные сети для создания своего публичного образа, Жак отметил: «В мои годы у многих из-за социальных сетей возникли бы проблемы. Спонсоры никогда бы на такое не согласились. У нас должен был быть правильный образ, а не просто звездный имидж. Сейчас всё изменилось, но когда я дебютировал в Формуле 1 в 25 лет, я считал себя очень молодым!
Сейчас в чемпионате выступают юноши, у которых нет времени для работы над собой. Физически они развиваются, но не психологически. Как только ты приходишь в Формулу 1, то перестаешь развиваться как личность, поскольку полностью сосредоточен на гонках. Когда мы приходили в Формулу 1, то уже были личностями, и это оказывало влияние на то, что мы могли себе позволить делать, а что – нет.
Полагаю, в мои годы гонщики меньше задумывались о том, что о них думают остальные. Просто потому, что мы не знали, сколько у нас болельщиков – мы больше думали о гонках, а не о своем имидже. Популярность приходила естественным путем, мы не работали над ней. Мы думали только о победах и говорили то, что думали… Не все, но большинство.
Не всегда высказывания были политически корректными. На протяжении всей карьеры я рекламировал сигареты, хотя сам никогда не курил. Я впервые начал рекламировать сигареты в 17 лет, но разве это было законно? Представьте, что было бы в наше время! Однако тогда это было в порядке вещей, и люди уважали это».
Сейчас Жак Вильнев продолжает посещать этапы Формулы 1 в роли телевизионного эксперта. Хотя ему нравится эта работа, канадцу не хватает борьбы на трассе: «Мне нравится то, чем я занимаюсь, но я не просыпаюсь каждое утро с мыслью, что занимаюсь тем, о чем мечтал всю жизнь. С такими мыслями я просыпался, когда участвовал в гонках. Сейчас я занимаюсь тем, что у меня хорошо получается.
У меня есть полная свобода в том, что я могу говорить. Именно поэтому мне нравится такая работа. Когда мне говорят, что что-то нельзя, я могу согласиться один раз, но затем это начинает съедать меня изнутри. Я также обнаружил, что мне доверяют – это стало для меня сюрпризом. Да, мне нравится моя работа, но если бы пришлось выбирать между ролью телевизионного эксперта и участием в гонках, я бы выбрал гонки, даже если бы мне платили за это меньше денег!»