Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Австралии…
Переход на новый регламент и более широкие шины полностью изменил подход команд к стратегии гонки. Новые шины Pirelli позволили проехать дистанцию в Мельбурне с одним пит-стопом, и так будет на большинстве трасс в этом сезоне.
Тем не менее, роль стратегии осталась ключевой. Победитель гонки определился в тот момент, когда Льюис Хэмилтон провёл ранний пит-стоп, после которого выехал не на свободную трассу, а позади Макса Ферстаппена.
В этой гонке все старались сохранить позицию – обогнать оказалось почти невозможно. Фернандо Алонсо большую часть дистанции уверенно сдерживал позади Эстебана Окона, хотя уступал гонщику Force India 27 км/ч на прямых.
Ожидания перед гонкой
На свободных заездах команды выяснили, что составы SuperSoft и Soft способны проехать большую часть дистанции гонки без потери эффективности. И если в прошлом году стратегию команд определял износ шин – разница всего в пять-шесть кругов между пит-стопами могла оказаться решающей, то сейчас Даниил Квят на стартовом комплекте шин UltraSoft проехал 34 круга и в конце отрезка показывал время, сопоставимое с временем Фелипе Массы, только что получившего новый комплект SuperSoft!
В итоге большинство лидеров запланировали одинаковую стратегию – стартовый отрезок на UltraSoft, а затем второй отрезок на SuperSoft. Позади них были и альтернативные варианты – Магнуссен и Палмер стартовали на Soft, а Стролл – на SuperSoft.
В Sauber разделили стратегию – один гонщик начинал гонку на Soft, другой на SuperSoft, чтобы иметь возможность использовать одну из машин в пользу другой, выигрывая позиции у соперников, которые провели пит-стоп раньше. Такую стратегию часто используют в Монако, она может быть весьма эффективной, позволяя одной из машин отыграть две или три позиции на трассе.
Ещё одна причина использовать такой подход для команд-аутсайдеров – высокий риск инцидентов в Альберт-парке. В первой гонке сезона всегда много сходов из-за проблем с надёжностью, случаются аварии, выезжает автомобиль безопасности, что позволяет и небольшим командам надеяться на очки.
В этом году в гонке финишировали только 13 машин, в том числе пять из шести машин топ-команд, Фелипе Масса на Williams, оба гонщика Toro Rosso и Force India – в призовой десятке места для аутсайдеров не нашлось, так что Sauber не удался «план Монако».
Ferrari и Mercedes. Что решило судьбу гонки?
В прошлом году гонщики Ferrari лидировали по ходу 34 из 57 кругов австралийской гонки, но не смогли её выиграть из-за неудачной стратегии. В этом году Себастьян Феттель стартовал вторым, но возглавил гонку, когда Льюис Хэмилтон свернул в боксы раньше, чем планировал, упустив лидерство.
Можно сказать, что скорее в Mercedes отдали победу, чем в Ferrari её у них отобрали, но в гонке в Скудерии всё сделали верно. Их новая машина очень эффективно работает с резиной, а у Mercedes, что весьма необычно, возникли проблемы с шинами.
Имея возможность увеличить мощность двигателя в решающий момент квалификации, в субботу в Mercedes завоевали поул. По ходу уик-энда их машина была более эффективна, когда солнце скрывалось за облаками, а Ferrari удалось прибавить, когда асфальт нагревался под солнечными лучами. Разница была небольшой, но сложились несколько факторов – и расстановка сил изменилась.
После старта Хэмилтон пытался оторваться от Феттеля, но Себастьян не отставал. В Mercedes выбрали относительно скромный аэродинамический обвес, чтобы снизить лобовое сопротивление и увеличить скорость на прямых, а Ferrari выбранная конфигурация аэродинамики обеспечивала большую прижимную силу – по максимальной скорости они оказались в середине списка.
Машина Хэмилтона ощутимо скользила, что сказывалось на состоянии шин. Льюис сообщил инженеру, что они перегрелись, потом слегка вылетел в 14-м повороте, потеряв секунду. Он ехал в темпе 1:28, когда попросил команду сменить резину.
В подобной ситуации команда должна сделать выбор – прислушаться к гонщику или приказать ему оставаться на трассе. В командах средней группы обычно не спешат принимать решение в таких ситуациях, но к чемпиону мира нельзя не прислушаться. В этом случае в Mercedes допустили ошибку.
В Mercedes пытались создать для Хэмилтона отрыв в 22 секунды от Райкконена, который ехал четвертым – перед Максом Ферстаппеном. Машина Кими в этот день была не так быстра, как машина Феттеля, но всё же гонщики ехали в достаточно высоком темпе, чтобы осложнить жизнь Льюису.
На 16 круге – за круг до пит-стопа, отрыв Льюиса составлял 16,2 секунды. Ему нужно было проехать ещё шесть или семь кругов, чтобы после пит-стопа выехать перед Райкконеном. Но он свернул в боксы на 17-м круге, а после смены шин выехал позади Кими и Макса. И поставили ему Soft, а не SuperSoft, поскольку до финиша оставалось ещё 40 кругов.
Это было отличным подарком для Ferrari. Теперь уже Феттелю нужно было на 22 секунды оторваться от Хэмилтона, чтобы сохранить позицию после своего пит-стопа. Льюис на свежем комплекте шин Soft был быстр, но скоро он уперся в Ферстаппена и терял время позади него, пока Феттель увеличивал отрыв, а в конце 22 круга свернул в боксы.
Единственный для Ferrari риск был в том, что если Льюис переключится на «план В» – перейдёт на SuperSoft или UltraSoft, то в случае выезда автомобиля безопасности лидерство Феттеля может быть уязвимым в заключительных стадиях гонки. Но в Ferrari знали, что Феттель на мягких шинах будет быстр, преимущества в скорости у Хэмилтона нет, а резина на его машине прошла большую дистанцию. Они контролировали этот риск.
В Mercedes даже озвучили переход на «план В», но отказались от него, поняв, что переход на другой состав не принесёт реального преимущества. Кроме того, в этом случае им нужно было бы просить Боттаса пропустить Хэмилтона, откатившегося назад после пит-стопа, что было бы не очень красиво в дебютной для Валттери гонке.
Алонсо творит чудеса
С учётом серьёзных проблем на зимних тестах и нехватки мощности силовой установки Honda, 10-е место Фернандо Алонсо, которое он продолжительное время занимал в гонке – это настоящий подвиг.
Машина Алонсо уступала Force India Эстебана Окона на прямых 27 км/ч, но всё же он удерживал соперника позади от старта до 51 круга. Окон пытался выполнить «подрезку» за счёт более раннего пит-стопа на 15 круге, переключившись на шины Soft, но этот состав прогревается медленно, и когда на следующем круге в McLaren ответили переводом Алонсо на SuperSoft, Фернандо смог удержать позицию. К сожалению, испанец вынужден был сойти из-за поломки.
Серхио Перес тоже пытался «подрезать» Карлоса Сайнса, ему не удалось отыграть позицию на пит-стопах, но он обогнал его, когда Карлос выехал из боксов и пытался прогреть шины.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com