Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Испании…
Испанский Гран При стал одной из лучших гонок за многие годы с точки зрения стратегии. Мы увидели увлекательную партию в шахматы, в которой двое гонщиков стремились к победе, атакуя на пределе возможностей.
Как и год назад, победителя испанской гонки определила стратегия, но на этот раз два главных героя – Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель – превзошли сами себя, подарив нам незабываемую гонку. Сегодня мы проанализируем ключевые события, определившие её результат, и отметим смелую стратегию Sauber, позволившую команде заработать важные четыре очка.
Ожидания перед стартом
Перед гонкой в Pirelli говорили, что учитывая разницу в скорости между составами Medium и Soft, быстрее всего проехать дистанцию гонки позволит стратегия трёх пит-стопов. Они исходили из данных, полученных в пятницу, когда разница между составами была огромной – до двух секунд на круге. Но в пятницу сильно мешал порывистый ветер, несколько преувеличивший эту проблему.
Кроме того, в Испании реальный и виртуальный автомобиль безопасности редко вмешиваются в ход гонки, поэтому в числе вероятных сценариев этот фактор не учитывался.
Феттель - Хэмилтон: Часть первая – преимущество немца
В этой гонке Себастьян ещё раз доказал важность своего вклада в роли лидера команды. Он дважды по ходу гонки делал ключевые запросы – один из них команда учла, но другой – нет, и именно потому они потеряли эту гонку.
В субботу, через несколько минут после начала квалификации, инженер приказал Феттелю заглушить двигатель. Менее опытный гонщик сразу бы повиновался, но Себастьян продолжил движение, и через некоторое время проблема, которую команда увидела по телеметрии, исчезла сама собой. В результате Феттель боролся за поул и мог выиграть квалификацию, но допустил небольшую ошибку на решающем круге. На следующий день он эту ошибку исправил, возглавив гонку на старте.
Оптимальный вариант стратегии трёх пит-стопов подразумевал первый пит-стоп на 13-м круге. На 12-м круге в Mercedes начали проявлять активность, свидетельствующую о скорой смене шин – Хэмилтона попросили взвинтить темп. В тот момент Феттель комфортно лидировал с преимуществом в 2,2 секунды, которое вдруг сократилось до 1,8 секунды – он попал в трафик, а Льюис прибавил.
Меньший интервал делал Феттеля уязвимым для «подрезки», если бы Хэмилтон тут же свернул в боксы. Впереди ехал Вандорн, которого нужно было обгонять, поэтому в Ferrari решили не рисковать и провести пит-стоп Себастьяна. Кроме того, в 22-х секундах позади ехал Риккардо, а в Ferrari помнили о том, как в Мельбурне Хэмилтон не смог опередить машину Red Bull, а Феттель смог – и это решило судьбу гонки.
Феттель сменил резину и быстро опередил Риккардо. В этот момент Ferrari имела преимущество в гонке.
В Mercedes используют Боттаса, в Ferrari допускают ошибку
В Mercedes отреагировали на пит-стоп Феттеля, оставив обоих гонщиков на трассе. Боттас смог придержать немца – два круга Себастьян ехал позади финна, потеряв около четырёх секунд. Эти действия Валттери и серьёзная ошибка Ferrari позволили Mercedes перехватить инициативу.
На 34-м круге был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности (VSC) после аварии Вандорна, что редко случается в Испании на этой стадии гонки. Половина дистанции осталась позади, а это значит, что гонщики могут перейти на Medium и доехать на этом комплекте до финиша.
Стратеги команд принялись анализировать ситуацию – положение машины Вандорна, наличие обломков на трассе, вероятность того, что вместо виртуальной машины безопасности на трассе появится реальная. Разница во времени проведения пит-стопа между сменой шин в обычном гоночном темпе и в режиме VSC в Барселоне – около девяти секунд. Феттель как раз лидировал с преимуществом в девять секунд, а не в 13, как было бы без вмешательства Боттаса.
В тот момент было три возможных сценария: если оба лидера свернут в боксы – это сработает на Феттеля; если только Себастьян – это тоже сработает на него; а вот пит-стоп только у Хэмилтона работал на Льюиса, и именно это произошло.
Феттель сказал команде, что стоит провести пит-стоп, но команда не позвала его в боксы. Возможно, они вспомнили прошлогоднюю гонку в Канаде, победу в которой в Ferrari потеряли как раз из-за пит-стопа в момент завершения режима VSC.
В Mercedes знали, что если они сейчас проведут пит-стоп и захватят хотя бы часть времени в режиме VSC, это позволит сократить отставание. И чем дольше в Ferrari тянули с принятием решения, тем более очевидным становился этот вариант для Mercedes – и в команде позвали Льюиса в боксы. Когда Хэмилтон оказался на пит-лейн, режим VSC сняли, но несколько секунд он всё же смог отыграть.
После пит-стопа Льюис поехал в отличном темпе, отыгрывая отставание, в Ferrari были вынуждены ответить пит-стопом Феттеля, после которого немец вернулся на трассу бок о бок с машиной Льюиса. Они вступили в борьбу, Себастьян остался впереди.
Теперь Феттелю на шинах Medium нужно было довольно долго удерживать позади Хэмилтона на Soft, чтобы резина на машине Льюиса износилась и потеряла преимущество в скорости.
Машины 2017 года позволяют легче и точнее проходить последний поворот, что осложнило ситуацию с обгонами на главной прямой. Но Льюис всё сделал верно и провёл обгон, пока шины были в лучшей форме, возглавив гонку.
В Ferrari подумали было о «плане С» – переходе на стратегию трёх пит-стопов, но Льюис быстро оторвался на 2,8 секунды, лишив Скудерию возможности отыграться.
Феттель потом сравнил гонку с куском мыла в душе, который нельзя ухватить, поскольку он всё время выскальзывает. Себастьян мог выиграть эту гонку, он имел преимущество, пока в Ferrari не допустили ошибку. Интересно, как в следующий раз будет действовать команда в режиме VSC?
Рискованная стратегия приносит очки Sauber
На месте Sauber, когда у вас самая медленная машина, а вы выступаете на требовательной к эффективности машин трассе в Барселоне, вы обязаны рисковать.
С комфортной стратегией двух пит-стопов в лучшем случае можно было рассчитывать только на 16 или 17 место, которое не принесёт очков. В Sauber рискнули, с самого начала уик-энда сделав ставку на стратегию единственного пит-стопа, что учитывалось при работе с резиной и выборе настроек.
Верляйну нужно было проехать половину дистанции гонки на шинах Soft, с чем он отлично справился. В команде нацеливались на десятое место, но в нужный момент был объявлен режим виртуальной машины безопасности, и судьба подарила команде редкий шанс добиться большего.
Режим VSC был объявлен, когда Верляйн выходил из последней шиканы – меньше, чем за две секунды до въезда на пит-лейн. Его немедленно позвали в боксы, но это все равно произошло так поздно, что ему пришлось с другой стороны объехать столбик на въезде, получив потом пятисекундный штраф. Но это не было ошибкой гонщика. Если бы он упустил этот шанс, то мог вернуться на трассу 11-м, потеряв все шансы заработать очки. Момент был напряженным, но риск оправдался.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com