Гран При Монако: Стратегический обзор

Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Монако…

В прошлые годы ошибки при выборе стратегии не раз оказывали ключевое влияние на результаты гонки в Монако. Когда обгонять на трассе так сложно, важно принимать верные решения.

В 2016-м в Red Bull ошиблись при выборе стратегии для Даниэля Риккардо, а потом и непосредственно на пит-стопе. В 2015-м Льюис Хэмилтон лишился победы из-за стратегической ошибки Mercedes, а в 2014-м он был недоволен тем, что команда позвала в боксы обоих пилотов на одном круге за автомобилем безопасности, лишив его возможности бросить напарнику вызов.

В этом году гонщики Ferrari заняли весь первый ряд стартового поля, но обладатель поула финишировал вторым, а его напарник за счёт стратегии одержал победу. Поскольку победа досталась гонщику, на которого в Ferrari делают ставку в борьбе за титул, мотивация команды очевидна, но правда ли, что они пожертвовали результатом Райкконена?

Этот вопрос сейчас широко обсуждается. Мы внимательно рассмотрим его с привлечением нескольких стратегов команд Формулы 1, чтобы сделать собственный вывод.

Теория первая: В Ferrari сделали ставку на Феттеля

Хотя открыто этого не признают, для Ferrari всегда был более важен титул в личном зачёте, чем победа в Кубке конструкторов. Они не так зависимы от финансовых аспектов, как команды, у которых бюджет определяется местом в Кубке конструкторов и размером призовых.

Так что же случилось в Монако?

Райкконен лидировал в гонке, а «золотое правило» в Монако – в борьбе за позицию гонщик, едущий впереди, не должен первым отправляться на пит-стоп. В той ситуации не было никакого реального прессинга со стороны Mercedes или Red Bull, даже при том, что Макс Ферстаппен пытался опередить Боттаса за счёт «подрезки».

Райкконен догонял отстающего на круг Маркуса Эриксона. Когда на 34-м круге Кими свернул в боксы, до шведа оставалось ещё 2,2 секунды. Если бы он остался на трассе, ушло бы ещё какое-то время, чтобы догнать и опередить гонщика Sauber.

В этот момент стратеги Ferrari искали свободное место на трассе, куда мог бы выехать Кими после пит-стопа, чтобы избежать трафика. Похоже, они считали, что он выйдет перед Баттоном, но за Верляйном, которого опередит на круг. Ещё круг или два на трассе – и Кими легко бы выехал впереди них обоих, но впереди ехал Эриксон, на котором Райкконен мог потерять время.

Эффективность шин снижалась. Райкконен проезжал круги за 1:17 и начал уступать в скорости своему напарнику Феттелю и ехавшему третьим гонщику Mercedes Боттасу. По радио гонщик и команда обсуждали потерю эффективности задних шин, оценивая их оставшийся ресурс в 25%. У стратегов команды есть доступ к графику деградации шин, да и в других командах видели падение его темпа.

Но странно, что за круг до пит-стопа Кими проехал средний сектор за 35.799 – на четыре десятых быстрее, чем на предыдущем круге. Обычно это говорит о том, что у шин ещё есть определённый потенциал, и некоторые стратеги утверждают, что в такой ситуации они оставили бы гонщика на трассе.

Поскольку обычно в командах едущий впереди гонщик имеет приоритет при выборе момента пит-стопа, кто-то должен был спросить у Райкконена, как бы он предпочёл действовать, позволив ему самому принять это решение. Но решение приняла команда – Кими позвали в боксы. Потом он потерял какое-то время в трафике, обгоняя на круг сначала Баттона, потом Верляйна.

Феттель остался на трассе и взвинтил темп. Он проехал пять очень быстрых кругов и после своего пит-стопа вернулся на трассу лидером. Многие считают, что такой и была цель Ferrari.

Подтверждает эту теорию и тот факт, что в Ferrari не стали действовать так, как поступили бы соперники, если бы хотели гарантировать первую победу в Княжестве с 2001 года. Они не попросили гонщика, ехавшего вторым, немного отстать от лидера, чтобы обезопасить его на случай выезда автомобиля безопасности и других рисков. Но они сделали это на втором отрезке, когда Феттель оказался впереди, чтобы защитить позицию немца.

Теория вторая: Феттель выиграл сам, без помощи Ferrari

Не может быть сомнений – в Ferrari были заинтересованы в том, чтобы лидер чемпионата в красном комбинезоне получил 25 очков за победу, а не 18 за второе место, в той ситуации, когда Льюис Хэмилтон оказался позади и заработал в итоге лишь шесть очков.

И хотя такой результат был достигнут, есть вторая теория, согласно которой Феттель выиграл без помощи Ferrari, использовав неожиданную для всех ситуацию с ресурсом шин.

Феттель был быстрее в день гонки. Было очевидно, что если он проведёт пит-стоп первым, то «подрежет» Райкконена. Об этом говорят цифры. Достаточно посмотреть график прохождения кругов Ферстаппена, раньше пилотов Ferrari перешедшего на новый комплект SuperSoft, чтобы понять, что со своим темпом Феттель оказался бы впереди Кими.

Если исходить из чисто прагматичного подхода, Ferrari стоило бы первым позвать в боксы Феттеля – это самый легкий способ вывести его в лидеры.

В тот момент у Ferrari не было ясности с состоянием шин на машине Феттеля, поскольку он ехал не в своём темпе, а позади Райкконена. Не знали этого и в Red Bull Racing применительно к Даниэлю Риккардо, который в итоге действовал так же, как Феттель, и тоже с положительным результатом.

Как только Райкконен отправился в боксы, Феттель опередил Эриксона на круг, а потом серьёзно атаковал на пяти следующих кругах. Уже три первых круга были быстрее, чем у Кими – 76.5, 76.4, 76.2. Резина постепенно вышла в идеальный рабочий режим и на двух следующих кругах позволила ему проехать значительно лучше – 75.5 и 75.2 – на две секунды быстрее, чем Райкконен перед своим пит-стопом на таких же изношенных шинах UltraSoft.

Никто на пит-лейн в тот момент не ожидал столь высокой эффективности от изношенных шин, в том числе и сам Феттель. Он просто стремился использовать свой шанс. Если бы не два этих круга по 75 секунд, Кими остался бы впереди, но отыгранные на них секунды позволили Феттелю возглавить гонку. Любой, кто скажет вам, что ждал такого темпа на изношенной резине, солжёт. Это был удивительный момент, решивший судьбу гонки.

Выводы

Должен сказать, что это одна из самых интересных ситуаций, рассмотренных с тех пор, как в 2011-м появились «Стратегические обзоры». В принципе, вы можете выбрать любую из двух теорий, которая вас устроит.

Есть несколько моментов в действиях Ferrari, намекающих на то, что команда действовала в интересах Феттеля – они провели пит-стоп Кими в такой момент, что после него он оказался в трафике, да и быстрый средний сектор Райкконена перед пит-стопом говорит о том, что его шины были ещё достаточно хороши.

Наш вывод, по итогам разговоров со стратегами команд и гонщиками, состоит в том, что хотя в Ferrari добились наиболее оптимального для себя результата, это не было причиной вызова Кими в боксы на 34-м круге.

В Red Bull атакуют Боттаса

Это не был уик-энд Mercedes. По ходу всего уик-энда, кроме первой тренировки, их преследовали проблемы с резиной – шины никак не удавалось вывести в рабочий диапазон, так что в гонке пилоты финишировали только четвёртым и седьмым.

Боттас отлично справился со своей работой в квалификации, показав третье время, но в гонке из-за проблем с шинами стал лёгкой добычей для Red Bull Racing.

В Red Bull поступили так, как всегда действуют в подобной ситуации – разделили стратегию гонщиков, дав Ферстаппену шанс опередить соперника за счёт более раннего пит-стопа, а Риккардо – за счёт более позднего.

Если бы Боттас остался на трассе, Макс «подрезал» бы его, но план Ферстаппена не сработал – пит-стоп получился медленным из-за неудачной позиции гонщика в зоне обслуживания машины.

Риккардо остался на трассе. Ему удалось, как и Феттелю, добиться большей скорости от изношенных шин, что позволило опередить и Боттаса, и Ферстаппена, финишировав третьим.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.