Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Канады…
Для победившей команды гонка с точки зрения стратегии получилась простой – главные соперники Mercedes рано выбыли из борьбы, но позади них шла напряженная борьба за третью ступеньку подиума.
В Force India несколько раз просили Серхио Переса пропустить Эстебана Окона, чтобы тот попытался навязать борьбу Даниэлю Риккардо за третье место. Судя по радиопереговорам, Серхио пять раз проигнорировал просьбу команды. На самом деле, они могли подняться на подиум и без командной тактики, но не увидели такую возможность. Мы рассмотрим такой сценарий.
После повреждения переднего антикрыла на старте Феттель был вынужден отыгрываться, но могли ли гонщики Ferrari подняться на подиум, если бы команда действовала иначе? Это мы тоже обсудим.
Ожидания перед гонкой
На свободных заездах в пятницу поведение резины на длинной дистанции из-за красных флагов не вполне точно удалось оценить, но стало понятно, что шины UltraSoft выдерживают достаточно длинный отрезок, чтобы потом оставшуюся часть гонки проехать на SuperSoft.
Оставался и старый сценарий с двумя пит-стопами – он был немного быстрее, но подразумевал необходимость обгонять на трассе тех, кто выбрал один пит-стоп. Для обгона нужно было иметь преимущество в скорости чуть больше секунды на круге.
В пятницу Валттери Боттас проехал длинную серию кругов на Soft, что заставило остальных обратить внимание на возможность использования этого состава в гонке – с учётом более жаркой погоды в воскресенье это могло сработать. В гонке Боттас и Риккардо поставили шины Soft, но они оказались заметно медленнее. Это было ошибкой, не повлиявшей на результат – в гонке Риккардо больше оборонялся, чем атаковал, а позади Боттаса не было реальных угроз.
Могли ли в Force India подняться на подиум без командной тактики
С одной стороны, в Force India заработали 18 очков за пятое и шестое место – это их второй лучший результат в сезоне. Но теперь команде придётся заново обговаривать с гонщиками их обязанности. Серхио Перес отказался пропустить Эстебана Окона, чтобы тот попытался навязать борьбу Риккардо за третье место, хотя его просили об этом не менее пяти раз. Кроме того, после анализа ситуации стало понятно, что команда могла подняться на подиум и без использования командной тактики.
Гонщики Force India отлично провели первый отрезок гонки, Серхио Перес опередил Кими Райкконена. Себастьян Феттель из-за поломки переднего антикрыла провёл незапланированный пит-стоп и откатился назад. В Ferrari рано провели пит-стоп Райкконена – уже на 17-м круге, пытаясь вынудить соперников сменить резину раньше, чем они планировали.
В Force India ответили пит-стопом Переса, а Окона оставили на трассе, где он отлично справился, проехав на стартовом комплекте шин в хорошем темпе ещё 13 кругов. Это дало ему существенное преимущество более свежей резины – в 13 кругов над Серхио и 14 кругов над Риккардо, который выбрал более медленный Soft.
В этом году в Монреале десять кругов на этих шинах стоили потери двух-трёх десятых на круге. В Force India хотели на этом сыграть, но реализовать стратегию не удалось из-за отказа Переса пропустить Окона.
У нескольких команд, включая Ferrari, Mercedes, Red Bull и Sauber есть готовые решения, позволяющие при необходимости поменять местами машины на трассе, чтобы добиться лучшего результата – по контракту в этом случае гонщики обязаны повиноваться. Для маленькой команды, вроде Sauber, это чрезвычайно важно, ведь каждое очко может стоить миллионы долларов.
С 2014 года в Mercedes четыре раза просили своих гонщиков пропустить напарника, включая известный случай в Венгрии’14, где Хэмилтон не пропустил Росберга, но потом сказал, что не стал бы блокировать попытку атаки, и недавнюю просьбу команды к Боттасу в Бахрейне.
На самом деле, у Force India был другой шанс, который они упустили. Если бы на 42-м круге они позвали бы Переса в боксы для смены шин, один из гонщиков почти наверняка поднялся бы на подиум.
Такое решение позволило бы команде разделить стратегию двух своих гонщиков, у которых был один соперник – Риккардо, и в Red Bull не смогли бы ответить на две атаки сразу. Интересно, что две недели назад такой же подход использовали в Red Bull в борьбе с Боттасом в Монако.
Возможно, в результате Серхио выехал бы позади Феттеля, но у Себастьяна шины были бы на 37 кругов старше, так что он либо потерял бы в скорости, либо провёл второй пит-стоп. И как только Феттель остановился бы во второй раз, он пытался бы опередить Переса на такой же резине, но из-за трафика Перес скорее всего финишировал бы впереди обоих пилотов Ferrari.
В случае второго пит-стопа Переса, у Окона появилась бы возможность атаковать Риккардо. Эстебан считал, что имел достаточное преимущество, поскольку у него был свежий комплект SuperSoft, а Даниэль использовал проехавшие большую дистанцию шины Soft, уступавшие в скорости.
Если бы Окон не смог опередить Риккардо, Перес на свежей резине быстро бы сократил отставание, и тогда Эстебану пришлось бы его пропускать, чтобы тот попробовал атаковать Риккардо на последних кругах. Не сделав ничего из этого, в Force India стали жертвой Феттеля, обогнавшего обоих пилотов, так что вместо потенциального подиума гонщики финишировали пятым и шестым.
В чём был смысл стратегии Окона, если её не удалось реализовать? В чём смысл разделять стратегию гонщиков, если на этом не удаётся сыграть? С этими вопросами Force India предстоит разобраться. Результат пятикратного отказа Серхио от просьбы уступить позицию привёл к худшему результату, чем был возможен.
Прорыв Феттеля
В прошлом году машины Mercedes были быстрее в Канаде, но на старте лидерство перехватил Феттель. Из-за стратегических ошибок Ferrari это преимущество реализовать не удалось – и гонку выиграл Хэмилтон.
В этом году ситуация полностью изменилась. В скорости машины Mercedes и Ferrari равны, в субботу только вдохновенный круг Хэмилтона обеспечил ему преимущество в квалификации.
В начале гонки Феттель повредил переднее антикрыло после агрессивной атаки Ферстаппена, но из-за аварии в первом повороте дирекция гонки выпустила автомобиль безопасности, а на небольшой скорости Феттель не смог почувствовать серьёзность повреждений.
Сейчас у всех команд есть предоставляемый FOM сервис «Follow Me», позволяющий постоянно видеть картинку с передних камер обеих машин. Повреждения машины Феттеля были видны другим командам. В Ferrari эти повреждения не заметили, но когда после ухода автомобиля безопасности скорости возросли, Феттель понял, что у него проблемы – и ему пришлось отправиться в боксы, чтобы заменить носовой обтекатель. Заехав в боксы за автомобилем безопасности, он сэкономил бы около двадцати секунд, вернулся бы на четыре позиции выше и наверняка поднялся бы на подиум.
В случае с Райкконеном в Ferrari тоже принимали странные решения. Ранний пит-стоп уже на 17-м круге вызвал ответную реакцию соперников и был совершенно блестящим, ведь в команде запланировали два пит-стопа, так что потерять на этом ничего не могли.
Отчасти это помогло Феттелю отыграться, вынудив некоторых гонщиков изменить стратегию. Но почему в команде не провели пит-стоп Райкконена под виртуальной машиной безопасности (VSC) на 11-12-13 круге? Этот отрезок вполне подходил к стратегии двух пит-стопов. Почему не сэкономить семь секунд за счёт разницы между пит-стопом в гоночном режиме и за VSC?
Возможно, ответ заключается в том, на максимальный результат кого из гонщиков ориентировалась команда – Феттеля или Райкконена. Я продолжаю верить, что в Монако они ненамеренно отдали преимущество Феттелю, что там произошла ошибка при оценке эффективности шин, позволившая Себастьяну взвинтить темп. Но похоже, что в Канаде Райкконена использовали для борьбы с соперниками Феттеля, чтобы минимизировать потери немца в чемпионате, пожертвовав при этом возможным подиумом Кими.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com