Компания Porsche оказалась на распутье в автоспорте: после многочисленных успехов в серии WEC, немецкий концерн готов сделать следующий шаг. При этом направлений развития не так много. Фактически, в Porsche рассматривают только три варианта – прийти в Формулу 1 в качестве мотористов, выставить собственную команду в Формуле E, либо сделать и то, и другое.
Расставание с FIA WEC для Porsche практически неизбежно в первую очередь по маркетинговым причинам. Команда Porsche пришла в чемпионат мира по гонкам на выносливость совсем недавно, в 2014 году, но с тех пор уже трижды, с 2015 по 2017 годы, побеждала в Ле-Мане, и дважды, в 2015-м и 2016-м, завоёвывала титулы чемпионов мира. Вполне может быть, что в сезоне 2017 года им удастся сделать хет-трик – чемпионат пока не закончен.
После таких успехов с точки зрения рекламного эффекта Porsche может в WEC только потерять – даже четвёртая подряд победа на трассе Сартэ в плане маркетинга им мало что даст. А учитывая, что каждый год победа Porsche в «24 часах Ле-Мана» была связана с определённым стечением обстоятельств, в компании не могут не понимать, что удача не будет сопутствовать им вечно.
Это значит, что пришла пора двигаться дальше, и вариантов для такой компании, как Porsche, не так много. С точки зрения технологий есть только два чемпионата, действительно интересных немцам – это Формула 1 и Формула E. Представители Porsche участвовали в очередной встрече мотористов 4 июля, на которой обсуждался будущий регламент Формулы 1 – он должен вступить в силу в 2021 году, а в случае единодушной поддержки – в 2020-м.
Направление, в котором движется Формула 1, Porsche также устраивает куда больше, чем выбранное WEC. В чемпионате мира по гонкам на выносливость планируется и в дальнейшем использовать моторы с двойной гибридной системой, они задумываются о внедрении plug-in технологий, что делает разработку силовых установок очень дорогой. Бороться с ростом затрат в WEC пытаются ограничениями средств проектирования, числа тестов и объёмов эволюции, но эти меры не слишком эффективны.
В Формуле 1 относительно двигателей будущего уже выработался весьма привлекательный для мотористов консенсус – моторы V6 BiTurbo и мощная система KERS вместо нынешней комбинации MGU-K и MGU-H. Разработка их почти наверняка всё равно будет дороже, чем силовых установок для WEC, но и отдача многократно выше – ведь победа в Формуле 1 гораздо ценнее.
К тому же, в WEC Porsche соперничает сейчас только с Toyota, и ходят разговоры о возвращении Peugeot в 2020 году, но ни та, ни другая компания не конкурирует с немецким производителем спорткаров на автомобильном рынке, а значит, победы над ними не так интересны. В Формуле 1 ситуация совершенно другая – здесь выступают все ключевые соперники Porsche.
Направление дальнейшего развития в Porsche должны определить в июле этого года. Существует вероятность, что компания покинет WEC уже в 2018 году, даже несмотря на то, что бюджет на следующий сезон уже утверждён. Фактически, единственной альтернативой Формуле 1 для компании остаётся Формула E, где используются весьма интересные для современных автопроизводителей технологии, но ограничения там пока слишком велики – многие системы команды не имеют права разрабатывать самостоятельно.
Тем не менее, не исключено, что в Porsche всё же придут в электрочемпионат – но не вместо Формулы 1, а в дополнение к ней. С финансовой точки зрения компания вполне может себе это позволить, ведь стоимость участия в Формуле E невысока.
Правда, в этом случае мы снова увидим столкновение маркетинговых интересов двух компаний, входящих в группу Volkswagen – ведь совсем недавно о выставлении заводской команды в этом чемпионате объявила Audi. Этот аргумент также в пользу Формулы 1, однако в WEC мы уже видели соперничество команд Audi и Porsche, и история может повториться.