В следующем году календарь Формулы 1 будет включать 21 этап – это повторение рекорда 2016 года. Но не обойдётся и без новых рекордов: впервые в истории чемпионата три гонки пройдут встык с недельным интервалом. 24 июня состоится Гран При Франции, 1 июля гонку примет австрийский Шпильберг, а уже 8 июля пройдёт Гран При Великобритании.
Десять этапов примут европейские трассы, пять – автодромы Азиатско-тихоокеанского региона, два состоятся в Северной Америке, два – в Центральной и Южной Америке, и ещё два – на Ближнем Востоке.
Понятно, что календарь Формулы 1 с годами менялся, но если проследить тенденции, то выделить можно не только количественный аспект (гонок становилось всё больше), но и качественный, потому как география чемпионата постепенно расширялась, а иногда гонки возвращались в те страны, где национальные Гран При в своё время уже проводились, но по тем или иным причинам программу пришлось свернуть. Так будет и на этот раз: французские и немецкие болельщики возрадуются возвращению в чемпионат национальных этапов.
И всё-таки, как выглядел календарь чемпионата в разные эпохи?
1955
Сезон 1955 года состоял только из семи этапов, поскольку после трагедии, произошедшей 11 июня во время «24 часов Ле-Мана» и унесшей жизни более 80 зрителей, были отменены Гран При Франции, Германии, Испании и Швейцарии. А после этого года заводская команда Mercedes прекратила выступления в Формуле 1, вернувшись в чемпионат лишь спустя 55 лет.
В ту эпоху в календарь сезона включалась и входила в зачёт чемпионата легендарная гонка Indy 500, несмотря на то, что европейские команды практически не принимали в ней участия. Более того, американский этап даже не назывался Гран При, так что имел к Формуле 1 чисто формальное отношение.
За пределами Европы также проходил Гран При Аргентины, но остальные пять этапов состоялись на европейских трассах: их принимали Монако, Спа, Зандфорт, Эйнтри и Монца. Сезон начинался 16 января в Буэнос-Айресе, а следующая гонка, Гран При Монако, прошла только 22 мая. Финальный этап, Гран При Италии, состоялся 11 сентября.
1965
В том году свой второй титул завоевал Джим Кларк, а Джеки Стюарт дебютировал в Ф1 и сразу занял по итогам сезона 3-е место. При этом чемпионат состоял из 10-ти этапов (шесть из которых выиграл Кларк), 7 гонок прошло в Европе, и только три – за её пределами: в ЮАР, США и Мексике.
1975
Спустя десятилетие число этапов выросло до 14-ти, но соотношение европейских и заокеанских гонок осталось прежним, доля первых превышала 70%. Два Гран При прошли в Южной Америке, один – в США и один – в ЮАР. Первая азиатская гонка, Гран При Японии, появится в календаре Формулы 1 только в следующем году.
1985
В год первого титула Алена Проста сезон состоял уже из 16 этапов, но доля европейских составляла 68,75%, что примерно на прежнем уровне. Кроме привычных уже Гран При ЮАР и Бразилии, а также двух этапов в Северной Америке (в США и Канаде), впервые состоялся Гран При Австралии в Аделаиде. Процент заокеанских гонок мог быть выше, но Берни Экклстоуну не удалось осуществить план провести гонку в Нью-Йорке.
1995
В год, когда звезда Михаэля Шумахера засияла ещё ярче, ведь он тогда выиграл свой второй титул за рулём Benetton, в календаре Формулы 1 было уже 17 этапов, из которых 11 прошли в Европе (64%), три – в Азиатско-тихоокеанском регионе (при этом две гонки приняли трассы Японии: к традиционному национальному Гран При в Сузуке в 1994-м добавился Гран При Тихого океана в Аиде), только один – в Северной Америке (Канада) и два – в Южной.
2005
Число этапов впервые достигло 19-ти – по тем временам это был рекорд. 10 гонок прошло в Европе, пять – в Азиатско-тихоокеанском регионе, две – в Северной Америке, одна – в Южной и одна – на Ближнем Востоке. В календаре впервые появился Гран При Турции, причём отличная трасса в пригороде Стамбула сразу завоевала симпатии гонщиков, вот только продержалась она в Формуле 1 недолго. Но в те времена в Италии проводилось две гонки (кроме национального этапа в Монце был Гран При Сан-Марино в Имоле), а в Германии также проходил Гран При Европы на Нюрбургринге, дополнявший гонку в Хоккенхайме.
В 2017 году владельцем Формулы 1 стала американская корпорация Liberty Media, что предвещает поистине масштабные преобразования, но происходить они будут постепенно. Пока они не затронули географию чемпионата, но она тоже будет меняться и явно не в пользу европейских этапов, хотя основная аудитория чемпионата прописана именно в Европе, именно здесь живут наиболее преданные поклонники «Королевских гонок». Давно ходят разговоры о расширении присутствия Формулы 1 в США, и надо полагать, что в Liberty в ближайшем будущем от слов перейдут к делу, но наверняка этим не ограничатся. В общем, поживём – увидим.