Шон Братчес признал, что он недооценивал сложность и масштаб задач, которые ему придётся решать на посту коммерческого директора Формулы 1. По сути Берни Экклстоун руководил чемпионатом единолично, а его компания в основном состояла из юристов и экономистов, но там не было даже отдела маркетинга и, по мнению Братчеса, вообще никто не занимался изучением запросов болельщиков.
Выступая на конференции в Лондоне, посвященной вопросам рекламы, он сказал, что организация коммерческого департамента Формулы 1 требует огромных усилий, как и корректировка структуры доходов чемпионата, в основном состоящих из средств, поступающих от продажи прав на телетрансляции и от промоутеров гонок.
«У Liberty Media было три главных причины для приобретения Формулы 1, – рассказал Братчес. – Во-первых, это прекрасный бренд с глобальной известностью и компания, которую отличает хороший финансовый баланс. Во-вторых, в современном мире, когда технологии напрямую воздействуют на потребителя, спортивные соревнования, которые транслируются в прямом эфире, остаются одним из последних бастионов среди разного рода развлекательных платформ, которые одновременно могут собирать большие аудитории.
В-третьих, у руководителей Liberty создалось впечатление, что Формуле 1 недоставало эффективного менеджмента, а в XXI веке рост бизнеса весьма существенно зависит от правильного лидерства.
Проведя опрос среди болельщиков разных стран, мы выяснили, что больше всего зрителей Формулы 1 привлекает не скорость машин, а собственно гонки, борьба на трассе. Поэтому мы создали спортивную и техническую группу во главе с Россом Брауном, который работает с автодромами, чтобы создать дополнительные возможности для обгонов. Со стратегической точки зрения, здесь также очень важно взаимодействовать с нашими партнёрскими телекомпаниями».
В Liberty Media также стремятся сделать интригу чемпионата более яркой: «Вероятно, в случае с Премьер-лигой болельщики "Суонси" знают, что их клуб вряд ли станет чемпионом, но если речь о "Манчестере" и "Арсенале", вы понимаете, что шансы есть у обоих. В Формуле 1 сегодня картина иная, и мы хотим сделать её менее предсказуемой… Мы в самом широком смысле стараемся превратить Формулу 1 из компании, чей профиль только гонки, в развлекательный мультимедийный бренд».
По словам Братчеса, когда он только занял эту новую для себя должность, то просто не знал, «плакать ему или смеяться» – в том числе, он был поражён, что Формула 1 никогда не проводила глобальных рекламных кампаний, и только на прошлой неделе был дан старт первому такому начинанию: этим занимается американское агентство Wieden+Kennedy.
Теперь у Формулы 1 есть коммерческий департамент, который работает по 10 основным направлениям: стратегические исследования, развитие цифровой сферы, предоставление гостевых услуг, маркетинг, спонсорство, права на телетрансляции и сфера коммуникаций.
«Удивительно, но до моего прихода здесь вообще не существовало подобной культуры, – сказал Братчес. – Но мне удалось создать эту культуру на основе собственных представлений, а это уникальный случай, если речь идёт о компании с 67-летней историей.
Когда я пришёл в неё год назад, ничего подобного не было даже в планах, и я действительно горжусь тем, что мы уже успели сделать. Думаю, мы перевернём мир Формулы 1, но впереди у нас по-прежнему очень много работы».