В преддверии Гран При Франции британский эксперт Марк Хьюз сравнивает результаты четырёх французских гонщиков, которые они показывают в этом сезоне. Впрочем, настоящих французов только двое – Пьер Гасли и Эстебан Окон, ведь Шарль Леклер всё-таки монегаск, а Роман Грожан родился в Женеве и у него двойное гражданство.
Любопытно, что в итоговом протоколе Гран При Канады в силу стечения обстоятельств они расположились подряд: Окон занял 9-е место, Леклер – 10-е, Гасли – 11-е, а Грожан финишировал 12-м.
Эстебан Окон
Эстебан проводит в Формуле 1 второй полный сезон (дебютировал он в 2016-м в составе Manor) и в этом году более стабильно опережает Серхио Переса, своего опытного напарника по Force India, чем в 2017-м.
А это не просто, ведь мексиканец – крепкий профессионал, у которого нет явных слабостей: за рулём далеко не самых быстрых машин Force India он пять раз финишировал в первой тройке, что говорит само за себя. В те годы, когда за эту команду выступал Нико Хюлкенберг, Серхио зарабатывал больше очков, хотя немецкий гонщик котируется довольно высоко. Но когда в 2013-м он оказался в McLaren, став напарником Дженсона Баттона, то оказался в тени чемпиона мира 2009 года. Судя по всему, Серхио так и не удастся выйти за рамки статуса «крепкого профессионала».
В прошлом сезоне Окон выступал примерно на уровне Переса, что подтверждается целым рядом острых моментов, когда гонщики Force India не могли поделить трассу и яростно боролись друг с другом. Однако итоговый счёт квалификационных дуэлей был 13-7 в пользу мексиканца, а в тех гонках, где финишировали оба, Серхио 12 раз опережал напарника, тогда как Эстебан был впереди только в семи случаях.
Но в этом году Окон ведёт в квалификациях со счётом 5-2, а в гонках, где оба добрались до финиша – 4-1. В недавнем Гран При Канады у него даже был шанс опередить гонщиков Renault, однако проблема с задним домкратом во время пит-стопа отбросила его на 9-е место.
В общем, пока Эстебан оправдывает надежды, ведь его считают одним из самых перспективных пилотов своего поколения, и ходят слухи, что в следующем году он может оказаться за рулём одной из машин заводской команды Renault.
Шарль Леклер
Старт его дебютного сезона в составе Sauber не был ярким, но теперь Шарль привлекает всё больше и больше внимания. Он в блестящей манере выиграл титулы как в GP3, так и в Формуле 2 и, будучи слушателем Гоночной академии Ferrari, получил место в швейцарской команде, чьим титульным спонсором стал бренд Alfa-Romeo.
В первый раз он удивил всех в Баку, на четвёртом этапе сезона, где занял отличное 6-е место, хотя считалось, что машина Sauber не позволяет пройти даже во вторую квалификационную сессию. Затем он заработал очки в двух из трёх следующих гонок, в отличие от Маркуса Эриксона регулярно пробиваясь во вторую часть квалификации.
И дело не только в самом факте, что он быстрее более опытного напарника, но и в том, насколько он опережает шведа. В Монреале Леклер стабильно был быстрее на 0,5 секунды, а это свидетельствует о подлинном гоночном мастерстве.
В квалификации он был впереди обоих пилотов McLaren и в гонке ехал перед Фернандо Алонсо, а когда на рестарте испанец попытался его обогнать, отбил все атаки, хотя борьба шла буквально колесо в колесо. Столь же уверенно Шарль держал оборону, когда его прессинговал Пьер Гасли.
Леклеру прочат яркое будущее, и пока он ничем не испортил свою репутацию будущей суперзвезды.
Пьер Гасли
Гасли выиграл титул в GP2 до Леклера и, будучи гонщиком молодёжной программы Red Bull, получил шанс дебютировать в Toro Rosso после увольнения Даниила Квята. Тогда же напарником Пьера стал Брендон Хартли, поэтому результаты двух новичков Формулы 1 вполне можно сравнивать. И пока Гасли уверенно опережает двукратного чемпиона WEC.
У новозеландского гонщика тоже были отдельные проблески скорости, однако Гасли выступает более стабильно. Его лучшим достижением остаётся 4-е место в Гран При Бахрейна, причём этот прекрасный результат он заслуженно добыл в честной борьбе. Машина Toro Rosso хорошо справляется с трассами, для которых характерно частое чередование разгонов и торможений, но чтобы в тот уик-энд опередить гонщиков Renault, McLaren и Force India, надо было показать действительно высокие скорости, и Гасли это удалось.
В Монреале на его машине дважды меняли двигатель, поэтому он стартовал из последнего ряда, но быстро пробился через пелотон и вступил в борьбу с Леклером за 10-е место. Пьер отлично поработал, что только укрепило его реноме.
Роман Грожан
В свои 32 года Грожан принадлежит к предыдущему поколению талантливых французских гонщиков, всё-таки Леклеру только 20, Окону – 21, а Гасли – 22. Но в Канаде он доказал, что по-прежнему способен на впечатляющие скорости. Как и Гасли, он стартовал из последнего ряда после отказа двигателя, из-за чего не смог принять участие в квалификации. Однако он довольно быстро догнал Кевина Магнуссена, его напарника по Haas, который начинал гонку с 11-й позиции. На тренировках Грожан стабильно опережал датчанина на 0,2-0,3 секунды, и казалось, что в квалификации будет соперничать с гонщиками Renault, однако двигатель Ferrari на его VF-18 взорвался сразу после выезда из боксов.
В ходе гонки, когда напарник свернул в боксы, Грожан остался на трассе и намеревался проехать на шинах UltraSoft как можно больше кругов. Кевин, получив новую резину, по идее должен был опередить Романа, когда тот в свою очередь отправится на пит-стоп. Однако французскому пилоту удалось прекрасно сберечь шины, и хотя резина на Haas Магнуссена была более свежей, она уже начинала терять сцепление с асфальтом. Кроме того, Кевин, отставая на круг, вынужден был пропускать более быстрые машины, из-за чего тоже терял время, тогда как Грожан выдал прекрасную серию кругов, отыграв по отношению к напарнику более пяти секунд, и после пит-стопа выехал на трассу впереди него. Потом он догнал Леклера и Гасли, которые вели борьбу между собой, и пытался их прессинговать.
Все помнят, что в 2013 году за рулём Lotus Грожан трижды был близок к тому, чтобы опередить Себастьяна Феттеля в борьбе за победы, хотя тогда у немца, выступавшего за Red Bull Racing, было явное скоростное преимущество. Это говорит о том, насколько Роман может быть хорош за рулём конкурентоспособной машины.
Шансы Грожана быть приглашённым в одну из топ-команд намного меньше, чем у более молодых французских гонщиков, но в те моменты, когда он на пике формы, то, пожалуй, может опередить любого из них.