Двукратный чемпион мира Мика Хаккинен в своей традиционной колонке подвел итоги Гран При Японии и похвалил Себастьяна Феттеля за то, что он не отказывается от борьбы и рискует на трассе.
Безоговорочное доминирование Льюиса Хэмилтона и Валттери Боттаса в Гран При Японии только подчеркнуло уровень прогресса, которого добились в Mercedes в этом году. Команда не только успешно модернизировала машину по ходу принципиального сражения с Ferrari, но вместе с гонщиками добилась стабильности и скорости, которых ей не хватало в первой половине сезона.
В Mercedes раскрыли потенциал W09, предоставив гонщикам технику, с которой те могут по-настоящему работать. Льюис Хэмилтон выглядел очень уверенным весь уик-энд и получал удовольствие от происходящего. Это было хорошо заметно, ведь сейчас он на пути к завоеванию пятого титула. Он может обеспечить себе победу в чемпионате уже в следующей гонке, в Остине на Гран При США, в стране, которую любит, и на трассе, которая ему нравится.
Здорово, когда ты ощущаешь себя единым целым с техникой: когда понимание машины достигает максимума, ты действительно можешь с уверенностью атаковать.
В прошлый уик-энд я был в Японии, где провел несколько демонстрационных заездов за рулем McLaren-Mercedes MP4/13. На этой машине двадцать лет назад я выиграл свой первый титул. Вновь сев за руль, я испытал фантастические ощущения! Мне всё очень понравилось, хотя на влажной трассе пришлось действовать как можно более аккуратно. Это напомнило мне, какую огромную работу в своё время проделали конструкторы, инженеры и механики, чтобы машина была конкурентоспособной.
Вполне естественно, что благодаря нашему успеху в 1998 году я очень хорошо помню эту машину. Ощущения от пилотирования, её поведение на трассе и подход, позволявший на 100% раскрыть её потенциал. Именно так должен чувствовать себя сейчас Льюис в своем Mercedes. Когда гонщик достигает полного единения с машиной, всё получается, и это особенное чувство.
Для Себастьяна Феттеля и Ferrari наступили тяжелые времена, это началось ещё в июле, но особенно сложно им приходится после летнего перерыва. Их атака в борьбе за титул потерпела неудачу, и все говорят, что Себастьян допускает слишком много ошибок, команда принимает неправильные решения, а у машины проблемы со скоростью.
Все эти факторы по-своему дают о себе знать. Когда ты побеждаешь, это происходит благодаря тому, что ты обращаешь внимание на множество нюансов в разных областях и везде стараешься добиться каких-то улучшений, но тут всё наоборот: небольшие ошибки быстро накапливаются и выливаются в серьезную проблему.
Я не думаю, что у Ferrari всё так уж плохо, и не считаю, что Себастьян забыл, как побеждать. В этом году команда создала очень быструю машину, и в первой половине сезона Себастьян и Кими Райкконен серьезно прессинговали Mercedes. Часто говорят об ошибках, которые Феттель допускает на трассе. Он допустил их не так и много, но когда сражаешься за титул, каждая из них усугубляет ситуацию.
В Японии в Ferrari ошиблись с выбором шин на квалификацию, и, стартовав восьмым, Себастьян знал, что должен делать. Когда он столкнулся с Максом Ферстаппеном в повороте Spoon, это поставило крест на любых шансах атаковать Валттери и Льюиса. Возможно, этот инцидент также привел к потере последних шансов на титул в этом году.
Было ли решение атаковать Макса ошибочным? Нет, не было. Себастьян знал, что должен атаковать изо всех сил, и когда вы хотите отыграть позиции в начале гонки, то должны рисковать. Было видно, что Себастьян торопится, чтобы не упустить возможности побороться с Mercedes, поэтому, когда он увидел возможность атаковать Макса, то начал действовать.
Как мы знаем, у него не получилось. Как можно было ожидать, Макс сместился влево, и между машинами произошёл контакт. Если бы Себастьян обогнал Макса, то он был бы героем и, возможно, смог бы побороться с Mercedes в гонке. Однако у него не получилось, но нельзя винить его в том, что он попытался.
Многие люди спрашивают меня, как мне удалось обогнать Михаэля Шумахера в Бельгии в 2000-м, когда я сместился правее машины Рикардо Зонты на скорости 300 км/ч. У меня получилось, и я выиграл ту гонку. Если бы Рикардо сместился правее на 50 сантиметров, мы бы столкнулись, и всё было бы иначе, а люди не считали бы меня суперзвездой.
Ты должен рисковать, чтобы выиграть титул – такова природа Формулы 1. Иногда ты побеждаешь, иногда проигрываешь, но настоящие проблемы начинаются тогда, когда ты перестаёшь рисковать. Себастьян не такой, и мы должны ценить тот факт, что он продолжает атаковать и готов рисковать, даже если это не всегда срабатывает.