Бывший гонщик Формулы 1, комментатор Sky Sports F1 Мартин Брандл подвёл итоги уик-энда в Барселоне…
В минувший уик-энд мы увидели пятый победный дубль Mercedes в пяти гонках в начале пятого сезона их господства в чемпионате. Это действительно впечатляет, но мы хотим большего разнообразия и неожиданностей в Формуле 1. Утром в понедельник я проснулся с чувством небольшого разочарования от того, что позади, возможно, последний Гран При Испании на ближайшие годы.
Группа опытных, спокойных и уверенных в своих силах специалистов позволяет Mercedes доминировать, но в Формуле 1 так было всегда – в каждое десятилетие истории чемпионата кто-то доминировал – Ferrari, Williams, McLaren, Red Bull, Renault, Lotus и так далее.
В Ferrari огорчают меня тем, что никак не могут реализовать в победы свои фантастические ресурсы, таланты и потенциал. Вернувшись в Барселону спустя всего десять недель после доминирования на зимних тестах, они оказались лишь третьей по силе командой. Гонщики Ferrari допускают много ошибок, стратеги не чувствуют уверенности. В Барселоне своими действиями они помогли Максу Ферстаппену за рулём не самой лучшей машины Red Bull подняться на подиум, а в Бахрейне, где в Mercedes были на грани поражения, упустили свой шанс.
В Ferrari должны явно и открыто поддержать своего лидера – Маттиа Бинотто – и строить команду вокруг него, не устраивая чехарды на посту руководителя. Маттиа – отличный специалист и настоящий гонщик, отлично знакомый с положением дел в Ferrari и в Формуле 1, а команде сейчас очень нужна стабильность, как точка опоры.
Я расстроен тем, что Формула 1 и FIA могут не воспользоваться возможностью изменить регламент в интересах спорта в 2021-м. Судя по разговорам в Испании, нет ощущения, что это произойдёт. Команды тоже вовлечены в этот процесс, но они думают только о своих интересах, а не о пользе для спорта. Очевидно, будет найден некий компромисс, который не изменит расстановку сил и не сможет привлечь в Формулу 1 новые команды, что было бы важно для будущего.
Гонка в Барселоне продолжалась 66 кругов, но шансов на победу завоевавший поул Валттери Боттас лишился ещё до первого поворота из-за необычной работы сцепления. Сложное сочетание аппаратных и программных средств, управляющих этим простым механизмом, не позволяет нам понять, что именно пошло не так, но мне кажется, что вибрация в работе сцепления на старте не должна становиться решающим моментом гонки, который нельзя исправить на следующих 300 километрах дистанции.
И не должно быть так, что команда из тысячи умных и опытных специалистов не может понять, почему изменение температуры асфальта на три градуса полностью лишает конкурентоспособности одну команду и даёт преимущество другой. Почему это вообще происходит?
Приход и уход Фернандо Алонсо из Формулы 1 во многом определили судьбу Гран При Испании. Болельщиков волнует мастерство гонщиков, а не алгоритмы работы сцепления.
Формула 1 должна быть, прежде всего, развлечением. Машины нужно сделать легче на 100-150 кг. Нам нужны шины, которые не изнашиваются и позволяют атаковать, нам нужна меньшая зависимость от аэродинамики, чтобы не добавлять внешних факторов интриги, вроде износа шин и DRS. Нам нужно вернуться в прошлое, но с современными технологиями.
Формула 1 должна быть чемпионатом гонщиков, а не фестивалем инженеров. Машины должны быть самыми мощными, самыми сложными в управлении, самыми-самыми на планете. Я не хочу видеть, как подростки на тестах спокойно садятся за руль и к обеду уже едут быстро.
Гонщики должны быть гладиаторами, но мы так глубоко усадили их в кокпит, что их можно отличить лишь по ярким полоскам на шлеме и цвету камер. Я не хочу видеть «Мона Лизу» через два слоя пузырчатой упаковки. Конечно, гонщики нуждаются в защите, но Валентино Росси хватает комбинезона.
Я убеждён в том, что Формула 1 пошла ошибочным путём с этими гибридными 1,6-литровыми турбомоторами V6, управляющей электроникой и ключевой ролью аэродинамики. В Aston Martin, Ferrari и Mercedes продолжают выпускать шикарные дорожные машины с моторами V8 и V12, а в Mercedes вместо гибридных V6 сейчас больше внимания уделяют рядным шестицилиндровым моторам для дорожных машин.
Конечно, гибридные технологии очень важны, но научные и технические возможности Формулы 1 можно было бы направить на другие перспективные темы – разработку мощных батарей и технологий их быстрой зарядки, на электрификацию сотен грузовиков, привозящих оборудование Формулы 1 на европейские этапы. Нет необходимости нагружать всем этим гоночные машины, главная роль которых – определить самого быстрого и самого смелого гонщика. Всё остальное – лишь бонус.
Именно поэтому 2021-й был так важен для Формулы 1, но момент упущен. Возможно, стоит на год отложить введение новых правил. Нужно вновь сделать так, как прежде, когда Jordan, Stewart или Force India могли выигрывать гонки. И создать среду, в которой они смогут существовать.