Решение стюардов Гран При Канады оштрафовать Себастьяна Феттеля, из-за чего он лишился победы, вызывало противоречивую реакцию, и вновь зазвучали призывы как-то изменить систему судейства, действующую в Формуле 1. Британский журналист Джо Савар предостерегает от поспешных выводов…
После канадского скандала я прочёл ряд предложений по пересмотру правил: некоторые считают, что систему судейства надо изменить. По-моему, в этом нет смысла, поскольку действующая система – результат долгого периода постепенных преобразований, по ходу которого были опробованы и отвергнуты другие подходы, когда выяснялось, что они в чём-то несовершенны.
Действующая система стала итогом процесса проб и ошибок, а как мы знаем, есть определение безумия, которое дал ещё Альберт Эйнштейн: это когда вы вновь и вновь делаете одно и то же, но ждёте, что результаты будут разные.
Одно из предложений состоит в том, чтобы на гонках работали постоянные стюарды или группа стюардов. Но тогда надо начать с того, что такая группа уже есть, она состоит из четырёх человек, которые поочерёдно работают стюардами. Они обмениваются информацией по всем принятым вердиктам и стараются, чтобы эти решения были последовательными.
В настоящее время в эту группу входит американец Тим Майер, австралиец Гарри Конелли, немец Герд Эннзер и представитель Сингапура Ниш Шетти. Если говорить о гонщиках, то есть ещё один короткий список, в который включён британец Дерек Уоррик, итальянец Эмануэле Пирро, американец Дэнни Салливен, финн Мика Сало и датчанин Том Кристенсен, которые попеременно выполняют обязанности третьего стюарда. Иногда подключают кого-то ещё, например, француза Янника Дальмаса.
Система с привлечением постоянных стюардов в прошлом уже применялась дважды. Первый раз это было давно, в 1992 году, когда эту роль доверили Питеру Уорру, бывшему руководителю команды Lotus. Тогда она продержалась только один сезон, поскольку команды, базировавшиеся на европейском континенте (в основном Ferrari), неизбежно начали жаловаться на Уорра, который якобы занимал сторону британских коллективов.
Не думаю, что имелись какие-то убедительные доказательства его предвзятости, скорее, всё это объяснялось проявлениями паранойи. Вновь к такой системе обратились в 2006 году, когда в FIA на роль постоянного стюарда назначили Тони Скотта-Эндрюса, поскольку считалось, что подобная мера поможет сделать процесс принятия решений более последовательным.
Скотт-Эндрюс неплохо справлялся, заслужив репутацию человека независимого и думающего, но некоторые его решения не нравились FIA, поэтому через пару лет его заменили на стюардов, которых консультировал Алан Донелли, личный представитель президента FIA в Формуле 1. Такой подход изначально был неэффективным и долго не продержался.
По-прежнему есть несколько человек, которые, являясь важными политическими фигурами FIA, привлекаются к процессу принятия судейских решений (выполняя роль, известную как «второй стюард»), но в основном эти люди хорошо ориентируются в правилах и умеют принимать решения. На эту роль также иногда назначают тех, кого готовят к работе главного стюарда, поскольку, как известно, все официальные лица федерации должны уходить в отставку по достижению 75-летия.
Четвёртым стюардом часто назначают местных представителей, но также эту роль поручают тем, кого готовят к выходу на международный уровень. Сейчас подобный подход практикуется в Формуле 2, и он доказал свою полезность.
В общем, существующая система создавалась годами, и было бы нелогично возвращаться к прежнему опыту, который уже признавался неудачным, но надеяться, что на этот раз всё заработает.