Прост: Если кто-то копирует целую машину, это уже слишком

Четырёхкратного чемпиона мира, а ныне директора Renault Sport Racing Алена Проста волнует будущее Формулы 1, его беспокоит усиливающаяся тенденция, направленная на копирование чужих разработок, поскольку это ставит под сомнение само понятие «конструктор».

Вопрос, на который пока нет ответа: в какой мере будет разрешено заниматься копированием в будущем? И насколько строго будет контролироваться соблюдение положений регламента, требующих, чтобы определённые части машин команды разрабатывали самостоятельно?

По словам Проста, в Renault F1 подали протест против Racing Point не для того, чтобы эту команду лишили очков, заработанных на первых этапах сезона.

«Какой мы хотим видеть Формулу 1 в будущем? Если позволить действовать так, как действует Racing Point, то мы должны задаться вопросом: хорошо это для нашего спорта или плохо? Я считаю, что плохо, – заявил Прост. – Лично я ничего не имею против Racing Point. Наоборот, я отношусь к этой команде с большим уважением ещё с тех пор, как она называлась Force India. Эти люди всегда умели работать очень эффективно.

Ни одной команде не удавалось добиваться таких результатов при таком скромном бюджете. Это настоящие британские гонщики. Против Mercedes я тоже ничего не имею. За последние десять лет они проделали невероятно успешную работу и лучше всех справились с переходом на гибридные технологии.

Однако наивно утверждать, что можно скопировать какую-то деталь или машину целиком только по фотографиям. Мы все понимаем, что это нереально. Так не бывает».

В Renault не случайно обратили внимание именно на воздуховоды тормозов, когда подавали свой протест. Это небольшие, но довольно сложные и очень важные элементы. Если в прошлом они выполняли лишь функцию охлаждения тормозов, то теперь влияют на формирование воздушного потока, который идёт от передней части машины к заднему крылу. Кроме того, они также используются для контроля температуры шин. Причём до 31 декабря прошлого года их можно было приобретать у других команд, но в этом году они включены в перечень компонентов, которые команды должны разрабатывать сами.

«Если вы столь точно копируете машину Mercedes, вам нужна помощь со стороны, – продолжил Ален Прост. – Вы не можете просто так сменить одну концепцию на другую. Раньше у Racing Point была машина с высоким рейком (т.е. её задняя часть была поднята над трассой выше, чем передняя; рейк – угол продольного наклона корпуса машины к трассе), то теперь её задняя часть явно стала ниже, как у Mercedes.

То же самое относится к элементам аэродинамического обвеса. Вы не можете отклониться на пару миллиметров в одной точке, и ещё на три – в другой, чтобы создать впечатление, что тот или иной элемент вы разработали самостоятельно. Аэродинамика – сложнейшая область, где недопустимы даже малейшие ошибки, поскольку все компоненты напрямую взаимодействуют друг с другом. Я убеждён, что без посторонней помощи невозможно воспроизвести чужую машину. Тут даже чертежей будет недостаточно, вы должны понимать, что и как работает, а для этого требуется обмен информацией.

И в FIA должны решить: копирование с посторонней помощью – это легально или нет? Если разрешено, то это может привести к опасным последствиям. В современной Формуле 1 доминируют три команды: Mercedes, Red Bull и Ferrari, у которых более крупные бюджеты и более качественная инфраструктура благодаря инвестициям, сделанным в предыдущие годы.

Если разрешить такое сотрудничество между Mercedes и Racing Point или между Red Bull и AlphaTauri, то в какой-то момент в Williams тоже захотят следовать такой же модели сотрудничества с Mercedes, а в Haas и в Alfa Romeo – с Ferrari. Тогда останется один независимый конструктор – Renault. Мы не можем следовать этой модели, даже если бы хотели. Чтобы скопировать машину Mercedes, нам нужны их двигатель и трансмиссия. Для Renault это невозможно.

Кроме того, такие команды-сателлиты могут оперировать намного более скромными бюджетами, и это обеспечит им дополнительное преимущество, когда будет введено ограничение бюджетов, ведь за счёт копирования они смогут экономить деньги, инвестируя их в другие области.

Мы не ищем оправданий своим результатам. Мы действительно отстаём, нам не удаётся в срок реализовать нашу программу, и машина Renault должна быть быстрее. Но при этом мы тратим больше 100 млн. евро на разработку силовой установки, и у нас работает 1200 сотрудников. Потому что наша команда – конструктор, мы всё делаем сами.

Если в будущем Renault будет уступать не только Mercedes и Red Bull, но и их сателлитам, мы будем получать меньше призовых выплат, но в то же время у нас намного выше затраты. Это несправедливо. В таком случае в FIA должны чётко разграничить конструкторов и клиентские команды, и при распределении призовых выплат они не должны получать столько же, сколько конструкторы.

Есть опасность, что топ-команды будут контролировать всё, а их клиентам придётся делать то, что потребует "старший брат". Это уже не Формула 1.

Сейчас необходимо быстро обсудить сложившуюся ситуацию. Если вы копируете какие-то детали – никаких проблем. Такая практика существовала всегда. Но если кто-то копирует целую машину, это уже слишком. Это должно быть запрещено… В FIA должны дать ответы, допустимо ли это».

Текст: . Источник: Auto Motor und Sport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.