У жителей английского города Стратфорд-на-Эйвоне есть как минимум два повода гордиться своей малой родиной: во-первых, она дала миру Уильяма Шекспира, во-вторых, Эдриана Ньюи, что произошло почти на четыреста лет позже.
Эдриан Ньюи в особых представлениях не нуждается. Достаточно сказать, что он – самый успешный конструктор гоночных машин в истории мирового автоспорта. Его карьера началась более 40 лет назад с должности младшего чертёжника в компании March Engineering, в начале 80-х он успел поработать в качестве гоночного инженера с Джонни Чекотто, в те времена выступавшего в европейской Ф2, затем переключился на создание спорткара March GTP, вместе с которым команда дважды подряд выиграла титул в американской серии IMSA.
Так окрепли связи Эдриана с американским автоспортом, он занялся разработкой машин для серии IndyCar, и созданная им техника в середине 80-х побеждала в гонках на разных трассах, в том числе и на овалах. В частности, на её счету победа в Indy 500.
Набравшись опыта за океаном, Ньюи получил назначение на должность главного конструктора машины March 881, предназначенной для Формулы 1. Когда акции March Engineering приобрела компания Leyton House, Ньюи продолжил заниматься прежним проектом, став техническим директором команды.
Особых успехов в тот период Leyton House не добилась, и Эдриан был уволен, но Патрик Хед, соучредитель и технический директор команды Williams, словно этого и ждал: летом 90-го Ньюи получил пост главного конструктора в Гроуве.
Об успехах Williams на трассах Формулы 1, продолжавшихся до 1997 года, написаны целые тома, но достаточно подчеркнуть главное: в то время машины, созданные Ньюи, позволили команде одержать 58 побед, выиграть четыре чемпионских титула и пять Кубков конструкторов.
В конце 90-х Эдриан Ньюи уже создавал машины McLaren, на которых оба своих титула выиграл Мика Хаккинен. Летом 2001-го Ньюи чуть не принял предложение перейти в Jaguar, недавно созданную заводскую команду Ford, но вовремя почувствовал, что в этом проекте чересчур много политики – и остался в McLaren.
Однако судьбе было угодно так распорядиться, что в команду из Милтон-Кинса он всё-таки перешёл, но это было уже в конце 2005-го, когда она поменяла владельцев и была переименована в Red Bull Racing.
Что было дальше – все хорошо помнят. Эта команда доминировала в Формуле 1 с 2010-го по 2013 гг., и за рулём машин, разработанных Ньюи, Себастьян Феттель выиграл свои четыре титула.
Прошли годы, теперь Себастьян из Ferrari переходит в Aston Martin, и поговаривают, что он пытается убедить хозяев команды переманить Эдриана Ньюи. Посмотрим, что из этого получится, но в Формуле 1 возможно практически всё. Любые контракты могут быть либо расторгнуты, либо пересмотрены. Мы это видели не раз.
Сегодня, 26 декабря, мистер Ньюи, глава компании Red Bull Technology, отмечает свой 62-й день рождения, и редакция F1News.ru присоединяется ко всем поздравлениям, прозвучавшим в адрес Мастера!
Завершить рассказ можно словами Бобби Рэйхола, который в 80-е выигрывал гонки и титулы в IndyCar на машинах, созданных его старым другом Эдрианом, а в начале 2000-х, возглавив Jaguar, всячески обхаживал знаменитого конструктора, но своего не добился.
Впрочем, на их дружбе это не сказалось. И Рэйхолу можно верить, когда он заявляет: «Я всегда говорил, дайте мне Эдриана Ньюи, он разработает лучшую гоночную машину, и нам не понадобится лучший гонщик, чтобы добиться побед.
Дайте Эдриану денег, чтобы он смог построить такую машину, и вы сможете сэкономить на гонщике. Платите ему $2 млн., а Эдриану – $9 млн., и вы получите более серьёзную отдачу от своих инвестиций, чем если будете всё платить только гонщику…»