Что бы такое почитать во время длинных майских выходных – и желательно про гонки? Хороших книг об автоспорте немало, и одну из них хочется всем посоветовать, но к этому мы ещё вернёмся.
А вот с мировым кинематографом картина другая: хоть он и произвёл за свою историю совершенно избыточное количество разного рода продукции всевозможных жанров, но чтобы перечислить достойные внимания фильмы об автогонках, хватит пальцев одной руки.
Оговоримся, речь о лентах художественных, а не документальных, ведь их и раньше было создано немало и в последнее время становилось всё больше.
Что до игровых фильмов, которые просто обязан посмотреть любой гоночный болельщик, то их список короток: «Гран При» (1966), «Ле-Ман» (1971), «Дни грома» (1990), «Гонка» (2013) – хотя российская версия оригинального названия Rush представляется не слишком удачной, и «Ford против Ferrari» (2019).
Каждый по-своему интересен, хотя ко всем можно предъявлять те или иные претензии, но первый и два последних произвели на публику и, что важно, на мировое автоспортивное сообщество вполне благоприятное впечатление.
Самым кассовым из них стал «Ford против Ferrari», собравший в планетарном масштабе больше $225,5 млн., и думается, не случайно. Уж больно хороша история, в нём рассказанная, снято всё здорово, а главных героев, Кэролла Шелби и Кена Майлза, которых сыграли Мэтт Деймон и Кристиан Бейл, трудно не полюбить.
Будем исходить из того, что все этот фильм смотрели и в курсе, о чём он. История противостояния двух автопроизводителей, американской корпорации Ford и итальянской Ferrari, тогда, в 60-е, ещё независимой компании, которой владел и фактически единолично управлял Энцо Феррари, разумеется, более чем достойна экранизации лучшими силами Голливуда.
Даже странно, что такая картина появилась только осенью 2019-го, хотя отличную книгу, по которой она была создана, американский журналист Альберт Бэйм написал десятью годами ранее.
Собственно, речь именно об этой книге, потому что московским издательством «Альпина Паблишер» она только что выпущена на русском языке. Отечественная версия называется так же, как и фильм, т.е. «Ford против Ferrari». Есть и подзаголовок: «Самое яростное противостояние в автогонках».
На всякий случай к нему добавлено ещё два слова: «Реальная история».
Казалось бы, книга из разряда нон-фикшн, и пояснять, что в её основе подлинные события, необязательно, но на самом деле это важное примечание. Когда начинаешь её читать, повествование сразу захватывает, и невольно появляется ощущение, что если бы такая история не произошла, её стоило бы выдумать.
Художественный кинематограф с его условностями и законами – это всё-таки сказки, даже если они рассказаны талантливыми сказочниками и выглядят вполне правдоподобно. Но хороший автор – а Эй. Джей. Бэйм как раз из таких – излагает одновременно и совершенно достоверно, и при этом эмоционально, чему способствует и знание темы, и воспоминания непосредственных участников тех событий, и множество фактов, приведённых в весьма убедительной трактовке. Но главное, конечно, в том, что Бэйму удалось передать подлинный накал страстей – не только гоночных, но, скажем так, политико-экономических, которые неизбежно сопровождают Большие Гонки.
Вполне логично, что фильм во многом повторяет структуру книги, но в кино, несмотря на два с половиной часа экранного времени, всё как-то слишком сжато. Понятно, что того требует жанр, вот только логика при этом неизбежно страдает, поскольку многие достаточно важные моменты просто оказались за скобками. Книга же отслеживает эту удивительную историю во всех подробностях.
Читатель получает возможность заглянуть за кулисы событий, происходивших начиная с осени 1960 года в детройтской штаб-квартире Ford, на заводе Ferrari в Маранелло, на автодромах США и Европы, в боксах гоночных команд, а иногда даже в домах главных героев. Более того, о некоторых из этих героев рассказано настолько детально и убедительно, что вы даже можете попытаться поставить себя на место Генри Форда II или Энцо Феррари, понять логику их решений, даже если чисто по-человечески вы не можете их принять, поскольку они вам кажутся как минимум неэтичными.
В общем, история о том, как были созданы гоночные машины Ford GT40, в 1966 году покорившие Ле-Ман в жёстком и драматичном противостоянии с Ferrari, рассказана так, что порой вам будет казаться, что вы слышите рёв могучих моторов, визг резины, чувствуете характерные ароматы бензина и горячего масла. И, конечно, вам предстоит пережить горечь неудач и радость побед вместе с героями.
Автор знакомит нас не только с уже упомянутыми Генри Фордом II и великим Коммендаторе, не только со знаменитым американским конструктором гоночных машин, а в прошлом классным гонщиком Шелби и куда менее известным Майлзом. Среди героев книги множество исторических персонажей разной степени легендарности, но все они оставили свой след либо в истории мирового автопрома, либо в гонках, либо и там, и там.
Конечно, интереснее всего читать о звёздах автоспорта, и автор немало внимания уделил таким гонщикам, как Филл Хилл, Джон Сёртис, Брюс Макларен, Грегори Мастен, Дэн Гёрни – и это далеко не вся галерея. Но больше всего информации именно о том, как ценой огромных усилий и затрат создавалась сама машина, Ford GT40, которая вошла в историю автоспорта прежде всего потому, что смогла одолеть прежде непобедимых Ferrari.
В общем, читать про всё это очень интересно. В том числе потому, что «Ford против Ferrari» даёт ответы на вопросы, которые остаются после просмотра одноимённого фильма.
Поскольку мы говорим о русском издании, то можно отметить, что перевод в целом неплохой, и в издательстве правильно поступили, когда привлекли к работе над текстом людей, разбирающихся в теме. Но какие-то моменты всё-таки ускользнули от внимания редакторов, хотя чаще всего это мелочи, вроде явно избыточной конструкции «передовые инновации» (плеоназм).
Или когда речь идёт о каких-то драматичных эпизодах гонок, вместо привычного слова «авария» используется «крушение» (пример из разряда «ложных друзей переводчика»): «Два прототипа Ford потерпели крушение». Согласитесь, это всё-таки из других сфер и сред – морской или воздушной.
Впрочем, не будем придираться, ведь на лёгкости восприятия текста это практически не сказывается. Хотя порой действительно хочется обратиться к оригиналу, чтобы посмотреть, а всё-таки что там написано у Эй. Джей. Бэйма?
А ещё надо сказать, что книгу приятно взять в руки, выглядит она достойно, издана качественно и теперь займёт своё место в библиотеке F1News.ru. Кстати, сразу захотелось пересмотреть фильм...