Формула 1 отмечает 50-летие автомобиля безопасности

Гран При Канады 1973 года на трассе Mosport Park проходил 23 сентября, и погода в тот день была дождливая. В гонке было несколько инцидентов, и после очередной аварии с участием пилота Tyrrell Франсуа Севера и выступавшего за McLaren Джоди Шектера её организаторы приняли решение, которое произвело своего рода революцию в сфере безопасности.

На трассу выехал Porsche 914, которым управлял канадский гонщик Эгберт Витцес, и пелотон выстроился за этим лимонно-жёлтым спорткаром. Так в Формуле 1 началась практика применения автомобиля безопасности, и в FIA решили отметить 50-летие этого события в дни канадского гоночного уик-энда, что вполне логично.

Правила и методики применения этой меры на протяжении полувека постоянно совершенствовались федерацией, и об этом рассказал Нильс Виттих, директор гонок FIA.

«Такая мера, как автомобиль безопасности, оказалась успешной и сейчас является неотъемлемой частью культуры автоспорта. Порой мы считаем её чем-то само собой разумеющимся – настолько велик тот позитивный эффект, который оказало на безопасность её введение, – сказал он. – Это один из ключевых инструментов в нашем арсенале для преодоления разного рода рискованных ситуаций.

Они могут быть связаны с авариями, с погодными условиями, с остановившейся на трассе машиной или появившимися там людьми. Нельзя переоценивать эту возможность быстро нейтрализовать гонку и обеспечить безопасность всех 20 пилотов, которые находятся на трассе, а также всех, кто может оказаться на месте аварии.

По мере развития технологий сейфти-кар и аппаратура, на нём установленная, становится всё совершеннее: благодаря GPS, прямой трансляции видеосигнала, современным средствам связи он стал очень эффективным инструментом, который применяется дирекцией гонки».

Вот уже 24-й сезон подряд обязанности водителя автомобиля безопасности успешно выполняет немецкий гонщик Бернд Майландер, но машины, которые он пилотирует сейчас на всех трассах чемпионата мира, очень сильно отличаются от того Mercedes CLK 55 AMG, за руль которого он впервые сел в мае 1999 года на Гран При Сан-Марино в Имоле.

«Тот CLK 55 AMG был большой и мощный – думаю, его двигатель развивал порядка 355 л.с., но он очень сильно отличался от машин, которые у нас есть сейчас, – вспоминает Херби Блаш, бывший заместитель директора гонок, а ныне советник FIA. – В те времена всё было намного проще. В машине была радиостанция, но в качестве резервных средств связи мы использовали маленькие портативные рации, которые держали в руках. Никаких видеомониторов в машине не было – вообще ничего.

Развитие технологий, связанных с автомобилем безопасности, происходит фантастическими темпами. Когда я только начинал работать с Чарли Уайтингом, у нас были разве что портативные рации,  и если я правильно помню, в Бразилии он использовал бинокль, чтобы следить за происходящим на трассе.

А сейчас у нас есть совершенные средства коммуникации, и мы получаем огромный объём информации. Благодаря GPS-технологиям дирекция гонки видит всё, что делается на трассе, и получает видеосигнал со всех камер CCTV. Конечно, вся эта информация имеется в распоряжении Бернда в автомобиле безопасности».

В этом году в качестве автомобиля безопасности применяются Mercedes-AMG GT и Aston Martin Vantage – разумеется, особым образом подготовленные и оснащённые разнообразным дополнительным оборудованием.

«Мне не нужно, чтобы эти автомобили обладали зверским нравом – важно, чтобы машина была понятной и предсказуемой, поскольку только тогда ты получаешь ощущение безопасности, – добавил Майландер. – То же самое можно сказать о гоночной технике: ты можешь пилотировать очень быструю машину, но при этом ею может быть очень тяжело управлять, а на дистанции гонки это увеличивает вероятность ошибок.

Но Mercedes AMG и Aston Martin Vantage – другие. У них управляемость намного лучше, чем у тех сейфти-каров, на которых я ездил в прошлом. Сейчас вообще всё стало лучше».

В этот уик-энд гонщикам Формулы 1 приходится пилотировать на мокрой трассе и справляться с довольно сложными погодными условиями, а на монреальском автодроме имени Жиля Вильнёва это всегда чревато разного рода инцидентами, поэтому мы наверняка ещё увидим Бернда в деле за рулём его красного Mercedes.

Текст: . Источник: FIA
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.