В этот уик-энд в Милане проходит традиционный Festival dello Sport, и в качестве одного из особых гостей праздника, который проводят итальянские газеты Corriere della Sera и Gazzetta dello Sport, был приглашён Стефано Доменикали.
Бывший руководитель команды Ferrari, бывший глава компании Lamborghini, а ныне президент и исполнительный директор Формулы 1, в интервью Corriere della Sera рассказал о своей удивительной карьере, о нынешней работе, поделился соображениями о том, как должен развиваться чемпионат мира в ближайшие годы.
«Я родился в Имоле, вырос рядом с автодромом и с юных лет с энтузиазмом сотрудничал с организаторами гонок, поэтому однажды не удержался и отправил в Ferrari своё резюме, – вспоминал Доменикали. – Так я попал в эту компанию, что даже тогда было по-своему уникальным опытом, который для меня продолжался 23 года.
В этот период были и славные моменты, и трудные, но я всегда старался прислушиваться к людям, говорить с ними, и для меня это было основой основ. Когда команда побеждает, то руководить ею не так сложно, но как человек я не менялся никогда».
Вот каким, по мнению Доменикали, должен быть хороший гонщик Формулы 1: «Прежде всего он должен верить, что он сильнее всех. Также он должен уметь выделять каждый конкретный аспект своей работы и в каждой области добиваться максимальной эффективности, а, кроме того, должен сплотить вокруг себя механиков, инженеров, словом, всю команду.
Если говорить о Михаэле Шумахере, то не было ни одного случая, чтобы он когда-либо обвинял команду. Его отличала невероятная сила характера. Я знаю многих гонщиков, но Михаэль в этом плане совершенно исключительный человек.
В Ferrari я работал с прекрасными гонщиками, а скоро за Скудерию начнёт выступать Льюис Хэмилтон, но мне также повезло поработать с Фернандо Алонсо, который с успехом доказывает, что возраст не является какой-то помехой. Что касается Кими Райкконена, то он хотя и казался очень холодным и индифферентным, но на самом деле в жизни он очень душевный человек. Но когда гонщик опускает визор шлема, он должен становиться агрессивным и жестоким…
В 2014 году я расстался с Ferrari, и после 23 лет работы в этой компании мне пришлось непросто, ведь я мог начать думать, что у меня нет вариантов для продолжения карьеры. Но я чётко понимал, что надо сделать своего рода шаг в сторону… Я помню, что в день, когда я сказал, что ухожу, вся компания выразила мне самые тёплые чувства, поэтому я ушёл с ощущением, что завершил очень важную часть пути, хотя и не знал, каким будет продолжение…
Но уже утром следующего дня раздался звонок – это был немецкий номер, и оказалось, что мне звонил глава компании Audi, с которым мы уже контактировали в прошлом. И он заявил, что не желает слышать никаких моих отговорок. Я ответил, что мне нужен некий период, чтобы восстановить душевное равновесие, а он предложил позвонить ему, когда я буду готов. Для меня это был очень важный момент.
Я отправился в Ингольштадт, в штаб-квартиру Audi, больше из благодарности. У этой компании уже тогда был почти готовый проект в Формуле 1, однако начался «Дизельгейт», и всё развалилось. Мне позвонили и сказали, что у них большие проблемы. Я подумал, что вернусь в Италию, а через 29 дней меня назначили руководителем компании Lamborghini.
Для меня началась новая эра вне автоспорта. Я жил в Модене, и если оттуда повернуть налево, то дорога приведёт тебя в Маранелло, а если направо – то в Сант-Агата-Болоньезе, где находится завод Lamborghini. В первые дни моя машина словно сама поворачивала налево. Для меня начался новый, совершенно удивительный опыт.
Нам удалось сделать бренд Lamborghini более узнаваемым, и через два года объём производства удвоился. Я провёл в этой компании пять прекрасных лет, но затем в концерне Volkswagen решили полностью сосредоточиться на электромобилях. Я всячески противился развороту Lamborghini в этом направлении, поэтому мне было грустно расставаться с этим проектом, заниматься которым было очень интересно».
После этого Стефано Доменикали вернулся в Формулу 1, но теперь уже в качестве президента и исполнительного директора чемпионата.
«Формула 1 должна была меняться, мы должны были понять настроения болельщиков, ведь это публика разных возрастов и разных жизненных взглядов, – продолжил он. – Ф1 – это платформа, которая переживает период перехода от чисто спортивной истории к развлекательной. Гонщики должны оставаться в центре общего внимания, при этом мы расширяем охват аудитории за счёт социальных сетей, поскольку считаем, что для нас принципиально важно привлекать внимание молодых людей.
Мы запустили телевизионный проект, в котором участвуют дети, а вскоре в прокат выйдет фильм с Брэдом Питом в главной роли, и тогда Формула 1 сделает ещё один огромный шаг вперёд. Мы должны мыслить масштабно, мы просто обязаны добиться, чтобы наш продукт был интересен молодёжи, ведь это сразу позитивно отражается на коммерческих показателях.
Формула 1 ещё никогда не была такой сильной, все хотят попасть в наш чемпионат, потому что Ф1 стала такой, какой и должна быть. Мы сделали это за невероятно короткое время, но должны думать о дальнейшем расширении бизнеса. Надо добиться, чтобы внимание со стороны болельщиков неизменно оставалось на высоком уровне, а это не так просто.
Мне повезло в том плане, что наши акционеры мне полностью доверяют. Американцы – очень прагматичные люди. Если экономические показатели идут вверх, они довольны. В противном случае их настроения могут измениться. Но мой босс, Грег Маффей, исполнительный директор Liberty Media – смелый человек и готов инвестировать в наши проекты, даже если многие советуют ему этого не делать.
Формула 1 переживает очень удачный период, когда нет проблем с хорошими гонщиками. Как поклонник Ferrari я считаю, что приход Льюиса в эту команду очень важен, поскольку Хэмилтон станет неким объединяющим началом.
Он хочет выиграть восьмой чемпионский титул и будет стараться как никогда. С одной стороны, Шарль Леклер требует должного уважения, с другой, понятно, что когда гонщики опускают визор на шлеме… В общем, в любом случае в команде должны быть установлены чёткие внутренние правила, и руководство Скудерии должно будет контролировать своих гонщиков.
Если говорить о молодых гонщиках, то их сейчас много, и мне нравится, что каждый из них – по-своему интересная личность. Очень важно, чтобы в чемпионат приходила молодёжь – Формула 1 не должна зацикливаться на самой себе. Я хочу видеть разные лица, хочу видеть максимально высокий уровень профессионализма.
Формула 1 – это моя жизнь, но опасаюсь, что следующей серьёзной проблемой, которую придётся решать, станет необходимость найти какой-то правильный баланс в моей семейной жизни».