Мартин Брандл об итогах Гран При США

Бывший гонщик Формулы 1, комментатор Sky Sports F1 Мартин Брандл подвёл итоги Гран При США…

Должен начать с поздравлений Шарлю Леклеру с великолепной победой и Ferrari с доминирующим дублем в Остине. В шуме борьбы за титул между Ферстаппеном и Норрисом по ходу гонки на них почти не обращали внимания.

Леклер выиграл в Монце, мог выиграть в Баку и был очень силен в последнее время. Перед Мексикой лишь 48 очков разделяют McLaren, Red Bull и Ferrari в Кубке конструкторов, нас ждёт интересная и напряженная концовка сезона.

Уик-энды с субботним спринтом проходят в захватывающей борьбе, спринт в любом случае интереснее третьей тренировки. Четыре из пяти сессий уик-энда – две квалификации и две гонки – приносят конкретный результат. В единственной пятничной тренировке командам непросто найти оптимальные настройки, особенно на трассе, где только что уложили новый асфальт. Кочки остались, но на этот раз покрытие в Остине было более ровным и с лучшим сцеплением, чем в прошлые годы.

Уик-энды с субботним спринтом критикуют за то, что расстановка сил становится известна ещё до главных событий, но в этом году, когда между квалификацией к Гран При и спринтом нет ограничений закрытого парка, это уже не так очевидно.

Дистанция спринта в Остине – 19 кругов, на старте в машинах меньше топлива, чем в гонке из 56 кругов. Нужно меньше думать об износе шин, можно не беспокоиться о пит-стопах. Спринт нужно проехать максимально быстро и без ошибок. В итоге мы увидели двух разных победителей в спринте и в гонке.

В квалификации Норрис проехал отличный круг, который принёс ему поул, а Ферстаппен потерял время в 19-м повороте. Финальную попытку остановила авария Расселла, после которой машину пришлось серьёзно чинить, что привело к старту с пит-лейн и потере некоторых новых деталей.

Старт прошёл спокойно. Норрис знал, что в первом повороте должен закрыть внутренний радиус – днём раньше эта тактика сработала, а в воскресенье он вдруг оставил немного места – и Ферстаппен сразу этим воспользовался.

Они оба широко вышли из поворота, Норрис оказался за пределами трассы, но директор гонки и стюарды снисходительно относятся к инцидентам на первом круге – он даже не был вынесен на обсуждение.

Увидев перед собой свободную трассу, Леклер возглавил гонку, пока Ферстаппен и Норрис разбирались сзади, стартовавший третьим Сайнс сохранил позицию.

Стартовав 17-м после неудачной квалификации, Хэмилтон почти мгновенно поднялся на 12-е место, но вылетел с трассы в том же месте, что и его напарник накануне. В отличие от Расселла он не врезался в стену, а застрял в гравии, но гонку продолжить не смог. Впервые за последние десять гонок выехал автомобиль безопасности.

Это была редкая ошибка от Льюиса, но с бортовых камер казалось, что он ничего не мог сделать, чтобы остановить разворот.

Проводить пит-стоп за автомобилем безопасности не стали – было слишком рано, а после рестарта развернулась борьба между Ферстаппеном и гонщиками Ferrari. McLaren не хватало скорости, Норрис и Пиастри отстали.

Несколько кругов за автомобилем безопасности позволили сберечь резину и продлить первый отрезок, что повысило вероятность использования стратегии одного пит-стопа.

Тем не менее, в Ferrari провели пит-стоп Сайнса довольно рано, на 21-м круге, что позволило ему провести подрезку и опередить Ферстаппена.

В Red Bull поменяли Максу шины на 25-м круге, в Ferrari ответили пит-стопом Леклера на 26-м. К этому моменту в McLaren справились с гранулированием и прибавили, продлив первый отрезок до 31 круга для Норриса и 32-го для Пиастри. Это вернуло McLaren в борьбу за подиум, но не за победу.

После пит-стопа шины у Норриса были на шесть кругов свежее, чем у Ферстаппена, он смог отыграть отставание в 6,4 секунды и начал прессинговать Макса.

Норрис чисто атаковал, Ферстаппен чисто защищался, всё было достаточно честно, но на 52-м круге Норрис близко к Максу вышел из 11-го поворота, так что обгон казался неизбежным. Ферстаппен сместился, убедив Ландо ехать справа. Это поместило бы Норриса на внешнюю сторону в последующем левом 12-м повороте. Поздним торможением Макс пытался исправить положение.

Ферстаппен выехал за пределы трассы, но Норрис проехал поворот ещё шире. Ландо не отпустил педаль газа в зоне безопасности и вышел из поворота третьим, к огорчению Макса.

Есть пункт спортивного регламента о границах трассы, а есть «Руководство по стандартам пилотирования Формулы 1».

Шестистраничное руководство не является частью регламента, но подписано FIA, профсоюзом гонщиков GPDA и командами, представляя собой план по предотвращению обгонов за пределами трассы. При этом в нём определены ключевые опорные точки, которые в гонке не очевидны ни гонщикам, ни стюардам, например апекс поворота по всей ширине трассы или конкретное положение передней оси и зеркал при быстром движении, например, при обгоне.

Более того, гонщик может обмануть систему, например, ускорившись и проехав шире, обеспечив обгоняющему по внутреннему радиусу наказание за то, что он не оставил ему достаточно места от апекса до выхода из поворота.

Я не знаю, что случилось с подходом «пусть гоняются», который некоторое время назад работал достаточно хорошо. Насколько я понимаю, если вы обходите машину по внутреннему радиусу, сохраняя контроль и оставаясь в пределах трассы, то вы выиграли поворот и можете ехать по нормальной гоночной траектории на выходе, а гонщик, которого обошли, должен уступить, а не жать на газ, неизбежно выезжая за пределы трассы. Джордж Расселл получил необоснованный штраф за это в Остине, как и другие гонщики.

Если Расселл был наказан за проехавшего шире Валттери Боттаса, то разве не должен быть наказан Ферстаппен за широкий проезд Норриса в том же повороте? И еще один вопрос: если учесть, что Норрис обошел Ферстаппена по внешней стороне перед 12-м поворотом, а Ферстаппен вернулся в поворот по внутренней стороне, кто на самом деле совершал обгон на апексе, Ферстаппен или Норрис?

Но все ещё сложнее. Выезд Норриса за пределы трассы был для него четвертым, что означает автоматический пятисекундный штраф. Мне кажется немыслимым, что если гонщик из-за соперника вынужден выехать широко, это считается нарушением границ трассы, но меня уверяют, что это так. Но Норрис не получил дополнительный пятисекундный штраф за нарушение границ трассы, поскольку это было бы расценено как двойное наказание за обгон вне трассы, который он, несомненно, совершил.

Стандартный штраф за обгон за пределами трассы – 10 секунд, но могут быть применены смягчающие обстоятельства. Как и в большинстве судейских решений, здесь очень много переменных, есть место для разных вариантов интерпретации и использования прецедентов.

И это ещё не все. Стюарды должны принять решения быстро, чтобы успеть при необходимости вернуть позицию, а команды и гонщики знали, в каком положении они находятся, не говоря уже о болельщиках и комментаторах.

Более того, когда речь идет о позициях на подиуме, особенно ближе к концу гонки, необходимость в быстром принятии решения ещё больше возрастает, поскольку нежелательно, чтобы гонщиков лишили подиума после финиша, как уже бывало в Остине и Мексике. Или изменение результата после того, как болельщики уехали с автодрома или выключили свои устройства.

Возможно, эту цену стоит заплатить, чтобы позволить гонщикам и командам представить свои аргументы после гонки, да и у стюардов будет больше времени подумать и поразмыслить перед принятием решения.

На Гран При Австрии мы видели, как простой канал из гравия и другие элементы могут предотвратить выезд за пределы трассы без использования высоких поребриков, способных опасно подбросить машину в воздух. Обратное изменение зон безопасности перед мотогонками стоило бы денег, но в масштабах Формулы 1 это не так дорого.

Постоянно усложняющиеся правила не успевают за неизбежными и разнообразными проблемами. Не стоит обвинять судей, это несправедливо и не решит проблему. А вот правила пилотирования нуждаются в серьезной корректировке и значительном упрощении.

Лиам Лоусон провел отличную гонку, поднявшись из хвоста пелотона за рулём RB на девятое место – именно это ему нужно показать Red Bull после замены Даниэля Риккардо.

Франко Колапинто снова хорошо выступил за Williams, заработав очко за 10-е место. Безусловно, он оказывает давление на своего более опытного напарника Алекса Элбона.

Джордж Расселл сделал все возможное после старта с пит-лейн, чтобы пройти Переса на поздних этапах и занять шестое место. А очередные очки Нико Хюлкенберга закрепили за Haas F1 шестое место в чемпионате конструкторов.

Итак, Ферстаппен опередил Норриса в обеих гонках и увеличил свой отрыв в чемпионате до 57 очков, в очередной раз показав себя уличным бойцом, который хитрее Норриса, когда дело доходит до драки.

Текст: . Источник: Sky Sports F1
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.