Мартин Брандл об итогах Гран При Мехико

Мартин Брандл, бывший гонщик Формулы 1, а ныне популярный комментатор британского телеканала Sky Sports, возвращается к основным событиям недавнего Гран При Мехико, который запомнился не только победой Карлоса Сайнса, но и двумя штрафами, полученными Максом Ферстаппеном…

Мексиканцы знают, как надо устраивать классное шоу, и перед гонкой на стадионе Fora Sol царила совершенно замечательная атмосфера. В 80-е и 90-е я выступал на автодроме имени братьев Родригес как в Формуле 1, так и в гонках спорткаров, и мне это нравилось, несмотря на то, что всё несколько омрачалось бесконечными пробками и качеством воздуха в мексиканской столице.

Когда командам и гонщикам приходится прилагать серьёзные усилия, чтобы в условиях разреженного воздуха поддерживать нормальную температуру резины и машины в целом, то гонки могут проходить скучновато, но в этом году мы стали свидетелями драматичного Гран При Мехико.

Главной звездой квалификации и гонки был Карлос Сайнс, который, стартовав с поула, в целом спокойно провёл гонку за рулём своей Ferrari и победил. При этом понятно, что к сладости этого успеха примешивается некоторый привкус горечи, ведь испанцу предстоит расставание с Ferrari, и уже после четырёх гонок и двух спринтов его место в команде займёт Льюис Хэмилтон. На самом деле, я подозреваю, что горечи даже больше.

Итоги гонки внесли интригующие коррективы в расстановку сил как в личном зачёте, так и в Кубке конструкторов. После этапа в Остине, где были обнародованы новые инструкции, регламентирующие дозволенные приёмы борьбы на трассе, а некоторые гонщики за свои действия по ходу Гран При получили штрафы, эти темы активно обсуждались уже в Мехико, а потом получили развитие в воскресенье.

Разумеется, острое соперничество в обоих зачётах чемпионата будет продолжаться до финала сезона, ведь команды вполне сравнимы по своим скоростным возможностям, а техническая надёжность машин на высоком уровне. Поскольку стандарты безопасности тоже на высоте, а зоны вылета позволяют без проблем возвращаться на трассу, то по всему пелотону гонщики постоянно и весьма яростно сражаются за позиции – это уже стало нормой.

Правила ведения борьбы на трассе определяются и Международным спортивным кодексом, и спортивным регламентом Формулы 1, и дополнительными инструкциями дирекции конкретной гонки – в предыдущей моей колонке я уделил немало внимания «Руководству по стандартам пилотирования».

В большинстве случаев у каждого инцидента или аварии есть те или иные уникальные аспекты, но, как в любом другом спорте, последнее слово должно оставаться за судьями, у которых может быть своё мнение и своя трактовка.

Как ни удивительно, но в мире Формулы 1 с его многомиллиардными оборотами нет профессионального судейского корпуса, составленного из специально обученных и опытных профессионалов. У нас есть группа стюардов, в которой по ходу сезона идёт ротация, но на каждой гонке в неё входит кто-то из экс-пилотов. Все стюарды трудятся на добровольных началах, им оплачиваются только командировочные расходы, и в целом они неплохо справляются с делом.

Но лично я бы не хотел оказаться в этой роли, даже если мне предложат весь кофе Бразилии – слишком уж велик прессинг со стороны команд и гонщиков, прежде всего по ходу гонки в радиоэфире, а также в послегоночных интервью. А потом ещё польются ядовитые комментарии в соцсетях, где стюардов обычно обвиняют в предвзятости, хотя в большинстве случаев болельщики тоже весьма предвзятая публика.

По ходу Гран При Мехико стюардам было чем заняться, это уж точно, и на этот раз досталось обоим гонщикам Red Bull Racing. Серхио Перес довольно далеко сместился вперёд со своей стартовой позиции, за что получил 5-секундный штраф, и тут даже нечего обсуждать. При этом стартовал он великолепно, но оказалось, что его яркий прорыв в сторону первого поворота был напрасным.

Макс Ферстаппен за четыре поворота получил два 10-секундных штрафа, и эти решения говорят о решительном настрое стюардов, что радует. Первый раз его наказали за 4-й поворот, в котором Ландо Норрис, соперник голландца в борьбе за титул, обгонял его по внешней траектории.

Похоже, что Норрис первым вошёл в поворот, был впереди в апексе и на выходе из него, поэтому имел право на свободное место на трассе, поэтому выталкивать его на обочину не стоило. Стюарды могли применить как пяти-, так и 10-секундный штраф, но, не усмотрев смягчающих обстоятельств, остановились на стандартном втором варианте.

Норрис проехал по траве, оказавшись даже впереди лидировавшего Сайнса, но, конечно, ещё до входа в 6-й поворот вернул позицию испанцу. Но почти сразу после этого Ферстаппен – вероятно, полагавший, что Ландо опередил его за пределами трассы – просто-таки ринулся в решительную атаку на гонщика McLaren в 8-м повороте.

Он должен был понимать, что его манёвр может привести к обоюдному сходу, однако Норрис был к этому готов. В итоге Максу выписали ещё один 10-секундный штраф за выезд за пределы трассы и получение незаконного преимущества. Если честно, за опасную езду ему запросто могли влепить и штрафной проезд по пит-лейн.

Это был откровенно возмутительный манёвр, а поскольку обе машины оказались далеко за пределами трассы, это позволило Шарлю Леклеру отыграть две позиции, и на какое-то время пелотон возглавили два гонщика Ferrari. Норрису же пришлось ехать следом за Ферстаппеном, пока тот не свернул в боксы на 26-м круге, но из-за этой задержки Ландо, вероятно, упустил шанс на победу.

Я знаю, что Максу дела нет до чьих бы то ни было мнений, но меня огорчает, когда он вот так действует на трассе. Он выиграл несколько чемпионатов и по уровню таланта превосходит большинство из нас, однако остаётся только сожалеть, что его репутация будет омрачена подобным отношением, ведь всё это останется в нашей памяти.

Норрис впоследствии опередил Леклера, который, кстати, потом упомянул, что в квалификации и гонке был в несколько неблагоприятном положении из-за того, что в пятницу пропустил первую тренировку, а вторая была в основном посвящена шинным тестам Pirelli.

Сайнс спокойно выиграл гонку с преимуществом в 4,7 секунды, и Ferrari опередила Red Bull в Кубке конструкторов, а также сократила отставание от McLaren, возглавляющей командный зачёт.

Четвёртое и пятое места заняли гонщики Mercedes Льюис Хэмилтон и Джордж Расселл, причём они затеяли интересную борьбу друг с другом, но при этом отстали от лидера на три четверти минуты. Сражались они в жёсткой, но корректной манере, а в Mercedes не собирались просить Расселла, будущего лидера команды, пропустить напарника.

Ферстаппену после отбытия 20-секундного штрафа пришлось потрудиться, чтобы хоть как-то отыграться, и в итоге он финишировал 6-м, потеряв 10 очков по отношению к Норрису. Но ещё сильнее Red Bull должен был встревожить тот факт, что их машине вновь не хватало темпа.

Оскар Пиастри в основном сам виноват, что по итогам квалификации стартовал с далёкой 17-й позиции, но гонку за рулём McLaren он провёл уверенно и поднялся до 8-го места, причём впереди него и следом за ним финишировали гонщики Haas Кевин Магнуссен и Нико Хюлкенберг. Американская команда под руководством Айо Комацу впечатляет тем, что их технические новинки работают очень эффективно, оправдывая каждый вложенный в них фунт.

Лиам Лоусон и местный герой Серхио Перес вели яростное сражение, в ходе которого на машине мексиканца были повреждены днище и боковой понтон. Кстати, именно его место Лиам надеется рано или поздно занять.

Стюарды сочли происшествие гоночным инцидентом, хотя я считал, что новозеландский пилот Visa RB слишком сильно сместился на торможении перед 4-м поворотом, и в следующих двух поворотах события для обоих развивались не лучшим образом.

Мне очень нравится, с какой уверенностью пилотируют новички – Лоусон и Франко Колапинто, выступающий за Williams, даже если на последних кругах гонки между ними произошёл инцидент, за который аргентинец получил штраф.

Но мы все в своё время усвоили, что тяжёлые и мощные машины Формулы 1 на резине, обеспечивающей очень хорошее сцепление с асфальтом, нельзя пилотировать с той же лихостью, к которой они привыкли в молодёжных формулах.

Уже в этот уик-энд нас ждёт Гран При Сан-Паулу на автодроме в Интерлагосе, где гонки часто проходят драматично и изобилуют неожиданными поворотами сценария. Не думаю, что в этом году будет как-то иначе, ведь сезон переходит в решающую фазу.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.