Кто станет чемпионом чемпионов?

В ближайшее воскресенье, 16 декабря, нас ждет кульминация автоспортивного сезона-2007 – ежегодная Гонка Чемпионов, которая по традиции соберет лучших пилотов раллийных и кольцевых гонок, чтобы выявить среди них лучшего, «чемпиона чемпионов»!

Что это?

Гонка Чемпионов впервые была проведена в 1988 году. Вице-чемпионка мира по ралли 1981 года Мишель Мутон и ее компаньон Фредерик Джонсон организовали это соревнование в память о погибших на ралли Корсика'86 финне Хенри Тойвонене и его американском штурмане Серджио Кресто.

Тойвонен дебютировал в чемпионате мира по ралли в 1975-м, через пять лет за рулем Talbot Sunbeam он выиграл свою первую гонку (кстати, Хенри до сих пор является самым молодым победителем этапа WRC), а еще через пять лет подписал контракт с заводской командой Lancia. Финн был еще достаточно молод и необычайно талантлив – ни у кого не было сомнений, что он станет чемпионом мира.

Но судьба словно предупреждала - в том году, на ралли Коста Смеральда, Хенри угодил в серьезную аварию и чудом избежал паралича. Он вернулся в гонки и выиграл заключительный этап сезона’85 в Великобритании, а затем повторил этот успех на первой гонке следующего года – легендарном ралли Монте-Карло, где 20 лет назад победил его отец, Паули Тойвонен. Причем в Монако ему ассистировал новый штурман – молодой и перспективный американец с итальянскими корнями Серджио Кресто, с которым они сразу сработались.

Однако их преследовали неудачи: в Швеции финско-американский экипаж подвела техника, в Португалии Lancia снялась с гонки после гибели зрителей, а в Кении Тойвонен и Кресто вовсе не стартовали. Поэтому на Корсике, где проходил пятый этап чемпионата мира, чтобы сохранить шансы на титул, во что бы то ни стало нужно было побеждать. Тойвонен и Кресто захватил лидерство в гонке, но на следующий день - 2 мая 1986 года – с ними произошла одна из самых ужасных аварий в истории мирового ралли. Lancia Delta S4 на огромной скорости вылетела с трассы, врезалась в деревья и вспыхнула. Система пожаротушения не сработала, экипаж оказался зажат в салоне, объятом пламенем – шансов спастись у Тойвонена и Кресто не было…

Причины аварии до сих пор остаются загадкой, но именно эта трагедия поставила точку в истории раллийных автомобилей группы B. Это были настоящие гоночные «монстры», которые оказались слишком быстры даже для гонок. Показателен проведенный незадолго до трагедии эксперимент, когда в Эшториле Тойвонен, за рулем Lancia, проехал круг с результатом, который позволил бы ему стартовать шестым в Гран При Португалии Формулы 1 1986 года – и это на раллийной машине! Кстати, Хенри начинал свою карьеру именно с кольцевых гонок и, по мнению Эдди Джордана, за команду которого финн выступал в F3, вполне мог бы стать чемпионом мира в Формуле 1. Но Тойвонен, как и его отец, выбрал ралли…

Побеждающий в Гонке Чемпионов пилот получает так называемый Кубок памяти Хенри Тойвонена. Первым его обладателем стал другой финн, четырехкратный чемпион мира по ралли Юха Канккунен, выигравший иннаугурационную Гонку Чемпионов, состоявшуюся в 1988 году во французском Монлери. В следующих двух Race of Champions (сокращенно – RoC), которые прошли на Нюрбургринге и в Барселоне, победил шведский раллист Стиг Бломквист, а в 91-м, в Мадриде, вновь первенствовал Канккунен. Со следующего года, и в течение одиннадцати лет Гонка Чемпионов прописалась на Канарских островах, где была сооружена специальная грунтовая трасса для параллельных гонок.

В первые годы, в RoC, участвовали в основном раллисты (большее число побед на счету чемпиона мира 1992 года Дидье Ориоля – четыре) и лишь затем организаторам пришла в голову мысль устраивать соревнование между раллистами и кольцевиками, чтобы попытаться ответить на извечный вопрос: кто быстрее?

С 1999 года в рамках Гонки Чемпионов, помимо личного зачета, проводится Кубок Наций, причем если в последние годы за каждую страну выступают только два пилота (обычно – раллист и кольцевик), то тогда честь своего флага отстаивали сразу три гонщика – из ралли, кольца и… мотогонок! В Кубке наций пока нет единоличного лидера – Франция и Финляндия побеждали по два раза.

Другая важная дата в истории Гонки Чемпионов – 2004 год. Именно тогда RoC покинула теплый испанский остров Гран-Канария и переехала на спортивную арену Стад де Франс в Париже. Это резко повысило популярность  – большие стадионы в европейских столицах вмещают огромное число зрителей, не говоря уже о том, что добраться до них куда проще, чем до Канарских островов. Да и на зрелищности гонки смена площадки отразилась самым положительным образом, этому способствовал и звездный состав участников.

Например, в том самом 2004-м организаторам RoC удалось пригласить двух действующих чемпионов мира WRC и F1 – Себастьена Лёба и Михаэля Шумахера. Между ними была устроена специальная дуэль, получившая название «Битва чемпионов», завершившаяся в пользу немца. Однако в самой гонке победил не Лёб или Шумахер, а мало кому тогда известный молодой финн Хейкки Ковалайнен.

Несмотря на то, что Гонка Чемпионов – это прежде всего шоу, победа в ней для каждого гонщика важна и почетна. Лучшим тому подтверждением являются слова прошлогоднего победителя, шведа Маттиаса Экстрема, который сказал, что для него победа в RoC значимее, чем чемпионский титул в популярной немецкой кузовной серии DTM!

Победители Гонки Чемпионов 1988-2006 г

Год  Место       Личный зачет              Кубок наций
========================================================
1988 Монлери      Ю.Канккунен (Финляндия)  не проводился
1989 Нюрбургринг  С.Бломквист (Швеция)     не проводился
1990 Барселона    С.Бломквист (Швеция)     не проводился
1991 Мадрид       Ю.Канккунен (Финляндия)  не проводился
1992 Гран-Канария А.Агини (Италия)         не проводился
1993 Гран-Канария Д.Ориоль (Франция)       не проводился
1994 Гран-Канария Д.Ориоль (Франция)       не проводился
1995 Гран-Канария Ф.Делекур (Франция)      не проводился
1996 Гран-Канария Д.Ориоль (Франция)       не проводился
1997 Гран-Канария К.Сайнс (Испания)        не проводился
1998 Гран-Канария К.МакРей (Шотландия)     не проводился
1999 Гран-Канария Д.Ориоль (Франция)       Финляндия
2000 Гран-Канария Т.Мякинен (Финляндия)    Франция
2001 Гран-Канария Х.Рованпера (Финляндия)  Испания
2002 Гран-Канария М.Гронхольм (Финляндия)  США
2003 Гран-Канария С.Лёб (Франция)          All Stars
2004 Париж        Х.Ковалайнен (Финляндия) Франция
2005 Париж        С.Лёб                    Скандинавия
2006 Париж        М.Экстрем                Финляндия

Где поедут?

После трех лет выступлений на Стад де Франс, в этом году Гонка Чемпионов перебирается в Лондон – на легендарный стадион Уэмбли. Он был построен в 1923 году (тогда арена носила название Empire Stadium), а после недавней реконструкции стал вторым, после барселонского Ноу Камп, стадионом в Европе по вместимости - он вмещает 90 тысяч человек, самым большим по количеству крытых мест и самым дорогим в истории.

Конфигурация трассы, включающая четыре поворота с обратным уклоном, серьезно отличается от той, что применялась в предыдущие годы. Мишель Мутон уверена, что это придаст шоу еще большую зрелищность. Работы по оборудованию трассы начались 24 ноября, за три недели до проведения соревнования. Всего за пять дней усилиями бригады из 40 человек было уложено 1800 кг асфальта. Интересно, что эта задача поручена строительной компании FM Conway, которой руководит отец гонщика серии GP2 Майка Конвея.

После гонки трасса, за несколько дней, будет разобрана, и Уэмбли вновь сможет принимать футбольные матчи.

Кто поедет?

В Гонке Чемпионов 2007 года выступят 16 гонщиков из девяти стран, которые будут представлять восемь команд в Кубке наций. Среди них – четыре чемпиона мира (Михаэль Шумахер, Маркус Гронхольм, Петтер Сольберг и Энди Приоль), пять действующих пилотов Формулы 1 (Дженсон Баттон, Себастьян Феттель, Хейкки Ковалайнен, Себастьен Бурдэ и Дэвид Култхард), семикратный победитель «24 часов Ле-Мана» Том Кристенсен, обладатели чемпионских титулов в DTM (Маттиас Экстрем), NASCAR (Джимми Джонсон), Andros Trophy (Иван Мюллер) и американском первенстве по ралли (Трэвис Пастрана), а также раллисты Хеннинг Сольберг и Алистер Макрей, заменивший в заявочном списке своего трагически погибшего брата Колина. Одним словом, состав что надо!

Для четверых пилотов эта Гонка Чемпионов станет дебютной: Баттона, Феттеля и братьев Сольбергов (Норвегия вообще впервые будет представлена в RoC). Любопытно, что Баттон должен был выступать и в прошлом году, но из-за травмы ребер, полученной в картинговой гонке, британец на старт не вышел.

Ну а самым опытным участником RoC-2007 является Гронхольм, участвующий в этом соревновании с 2000 года.

Составы команд Гонки Чемпионов 2007
======================================
Англия       Дженсон Баттон (F1)      Энди Приоль (WTCC)
Германия     Михаэль Шумахер (экс F1) Себастьян Феттель (F1)
Норвегия     Петтер Сольберг (WRC)    Хеннинг Сольберг (WRC)
Скандинавия  Том Кристенсен (DTM)     Маттиас Экстрем (DTM)
США          Джимми Джонсон (NASCAR)  Трэвис Пастрана (Rally America)
Финляндия    Хейкки Ковалайнен (F1)   Маркус Гронхольм (WRC)
Франция      Себастьен Бурдэ (F1)     Иван Мюллер (WTCC)
Шотландия    Дэвид Култхард (F1)      Алистер Макрей (экс WRC)

На чем поедут?

Участники Гонки Чемпионов-2007 померяются силами за рулем пяти марок автомобилей: раллийных Ford Focus WRC (300 л.с.) и Fiat Grande Punto S2000 Abarth (270 л.с.), Aston Martin Vantage N24 класса GT (410 л.с.), прототипа Solution F (310 л.с.) и традиционного багги RoC (170 л.с.). Для справедливой борьбы в каждой дуэли оба гонщики будут бороться друг с другом на одинаковых машинах.

Когда и где смотреть?

Гонку Чемпионов-2007 будут транслировать 7ТВ и Eurosport. Причем на 7ТВ обе части (Кубок наций и личный зачет) можно увидеть в прямом эфире, а Eurosport покажет живьем только индивидуальную гонку, а Кубок наций – в записи. А еще перед началом RoC-2007 7ТВ планирует показать обзор прошлогодней гонки.

Расписание телетрансляций Гонки Чемпионов 2007

16 декабря   7ТВ                Eurosport
====================================================
Кубок наций  17.00-19.00 (Live) 20.00-20.45 (запись)
Личный зачет 20.00-22.13 (Live) 20.45-21.00 (Live)
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.