На страницах лондонской The Sunday Times бывший гонщик Формулы 1, а ныне популярный комментатор BBC Мартин Брандл высказал свою точку зрения на ситуацию, в которой оказался чемпион мира Дженсон Баттон…
Мартин Брандл: «В пятницу Дженсон Баттон побывал на базе McLaren. Он провел два часа в беседах с руководством команды и встречался с одним из ведущих инженеров. Не каждый день нового чемпиона мира, не имеющего контракта на следующий год, водят по расположению бывшей команды-соперницы.
Баттон и его менеджер, Ричард Годдард, уверяют, что найти машину, которая позволит вновь бороться за титул, для них важнее, чем заработать побольше денег. Однако подобные встречи чаще проходят в обстановке секретности, по ночам, где-нибудь в глубинке, в каких-нибудь провинциальных отелях или на продуваемых ветрами аэродромах. Зато штаб-квартира McLaren – отличный аргумент в спорах о контрактах, и стороны сознательно шли на то, чтобы визит Баттона получил широкую огласку.
Сначала я подумал, что окружение чемпиона мира просто желает поторопить команду Brawn GP, а в McLaren пытаются заставить Кими Райкконена умерить его финансовые аппетиты, но оказывается, дело обстоит серьезнее.
Переговоры Баттона и Brawn GP зашли в тупик, и при этом в McLaren проявляют к чемпиону серьезный интерес, хотя они еще ни о чем не договорились. Хейкки Ковалайнен – быстрый гонщик и приятный парень, но не лучшим образом работает в условиях жесткого прессинга. Вероятно, в McLaren сумеют сладить с двумя чемпионами; для этого есть и ресурсы, и политический опыт, хотя эксперимент, поставленный в 2007-м году, когда за команду выступали Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо, потерпел неудачу. Но Баттон – не Алонсо.
Что скажут спонсоры, если в команде будут выступать два британца? Ситуация неидеальная, но ведь и Финляндию не причислишь к ведущим рынкам мира. В принципе, и компания Vodafone, и другие спонсоры, могут попытаться вполне эффективно использовать дуэт “Хэмилтон - Баттон” в своих маркетинговых целях.
Но в этой истории есть один весьма существенный поворот. На днях будет объявлено о том, что Mercedes-Benz продает свою долю в McLaren и приобретает контрольный пакет акций Brawn GP. McLaren продолжит работать с моторами Mercedes, но Brawn становится заводской командой, так что Баттону понадобится дар провидца, чтобы угадать, чья машина в следующем году будет быстрее. Вернет ли McLaren себе былую форму? Или направление ветра поменялось, учитывая, что в этом году Brawn GP и Red Bull выиграли 14 гонок из 17-ти?
Сейчас все зависит от выбора Баттона, от его веры в себя. Сможет ли он сработаться с командой Хэмилтона, которая занялась воспитанием чемпиона мира 2008-го года задолго до того, как тот впервые сел за руль машины Формулы 1?
Вторую половину сезона Хэмилтон провел идеально, когда в McLaren, наконец, разобрались с проблемами, – он действительно окреп и возмужал. Уверен, Льюис предпочел бы, чтобы его напарником был менее опытный гонщик, но, полагаю, ему интересно померяться силами с Баттоном или Райкконеном. А вот видеть во второй машине Алонсо или Феттеля ему бы не хотелось.
В следующем году в Brawn GP поедет Нико Росберг, и полагаю, Баттон может нервничать, подозревая, что любимчиком команды будет именно немец, который пока еще не выиграл ни одной гонки, но показал, что у него есть и скорость, и потенциал. Однако Дженсон должен чувствовать, что справиться с Росбергом ему по силам – в конце концов, он работал в этой команде столько лет и у него очень хорошие отношения с инженерами и механиками.
И что бы ни говорили он и его менеджер, думаю, финансовый фактор тоже играет существенную роль. Баттон намерен получать гонорары, соответствующие его чемпионскому статусу, однако думаю, что в следующем году в Brawn GP ему будут платить не меньше 10 миллионов фунтов, а вовсе не ту, явно более низкую зарплату, о которой пишет пресса.
В Уокинге много сделали для того, чтобы команда Росса Брауна восстала из обломков бывшей Honda Racing, но теперь между Brawn GP и Mercedes разгорелся бурный роман, и ждать свадьбы осталось совсем недолго. Как уверяет меня Мартин Уитмарш, он нисколько не жалеет о том, что McLaren помогала Brawn GP, поскольку это было на благо Формулы 1, и я ему верю. И все же не сомневаюсь, что он бы хотел увести у Росса Брауна его чемпиона мира, чтобы хотя бы в чем-то поквитаться.
Если говорить о Brawn GP, то Баттона здесь любили недостаточно сильно, – и все же странно, что после всех взаимных комплиментов и объятий, которые мы видели в последние месяцы, их отношения расстроились. Окружение Дженсона использовало в своих интересах прессу, что раздражало и команду, и Mercedes, однако в Формуле 1 часто бывает, что былые чувства могут разгореться с новой силой. В этом деле очень помогают чек, в который вписана сумма с многими нолями, быстрая машина и бодрые пресс-релизы.
Как бы я поступил в этой ситуации? На месте руководства Brawn GP, я бы дал Баттону 24 часа на раздумье: или он подписывает контракт, или идет на все четыре стороны. Надо определиться с приоритетами. Зима длинная, и, возможно, на рынке еща появится кто-то, например, тот же Роберт Кубица, если Renault решит уйти из спорта. В моем списке предпочтений был бы и Райкконен.
И я бы поступил так, как делают в McLaren, т.е. попытался подписать контракт с Баттоном, но одновременно продолжал бы работать, стараясь склонить Райкконена к реалистичной сделке.
На месте Баттона я бы добился двухлетнего контракта с Brawn GP на максимально выгодных условиях, подружился бы с Mercedes-Benz, и только потом думал о более отдаленном будущем. А деньги у него скоро появятся…»