Британский эксперт Джеймс Аллен, основываясь на результатах первых тестовых сессий, пытается делать предположения о возможной тактике команд в ходе сезона…
Джеймс Аллен: «В среду начинается третья официальная серия тестов. Анализ протоколов прошлой недели показывает, что топ-команды уже начали эксперименты с шинами и пытаются найти оптимальные алгоритмы их использования в квалификации и гонке. В новом сезоне это будет критично, поскольку самые быстрые машины будут стартовать в Гран При на тех же шинах, что стояли на них в финале квалификации, поэтому очень важно сразу сделать правильный выбор.
Работа, которую на прошлой неделе проделали Ferrari и Mercedes, дает некие представления о том, как могут в скором будущем развиваться события гоночных уик-эндов. В частности, уже становится понятно, какой может быть тактика Скудерии.
Сами по себе результаты прохождения кругов мало о чем говорят, но если взглянуть на картину в целом и сравнить результаты разных гонщиков разных команд, можно догадаться, какие машины были тяжело заправлены, и прикинуть, сколько топлива было в их баках в разных фазах тестового дня.
Одна из проблем, с которой столкнутся команды, заключается в том, что во время пятничных тренировок у них будет недостаточно времени, чтобы оценить износ шин на длинных сериях кругов.
Однако на тестах мы видели, как Ferrari, McLaren и Mercedes проезжали по 35-45 кругов: становится понятно, что эти команды прилагали немало усилий, чтобы определить, сколько могут выдержать жесткие шины.
Серии по 45 кругов до недавнего времени были беспрецедентным делом в Формуле 1. Надо помнить, что в начале Гран При гонщики будут проходить круги на три-четыре секунды медленнее, чем в предыдущие годы – следовательно, боковые перегрузки несколько снизятся, и это, пожалуй, хорошая новость для 41-летнего Михаэля Шумахера и одна из главных причин, сделавших возможным его возвращение именно сейчас, когда вступили в силу новые правила.
На прошлой неделе и Алонсо, и Шумахер несколько раз проводили короткие серии из трех-четырех квалификационных кругов, после чего сворачивали в боксы, а затем оправлялись на длинные серии – в баки их машин заливали примерно 110 кг топлива, чтобы оценить, как все будет работать в таком режиме. Алонсо при этом использовал резину Medium, а на Mercedes Шумахера стояли более жесткие шины.
Интересно, что на шинах Medium максимальная скорость у Ferrari была на 2-м быстром круге, после чего падала, причем, довольно надолго. Таким образом, в Хересе было доказано, что эти шины могут использоваться в финале квалификации для серии из четырех кругов, после чего позволят продолжать гонку в неплохом темпе, несмотря на некий период, когда скорость несколько снижается.
Через какое-то количество кругов она возвращается на прежний уровень, и затем гонщик может стабильно быстро ехать до конца отрезка: при этом снижающийся вес топлива в большей мере влияет на результаты прохождения кругов, чем износ резины.
И если вы находитесь в группе лидеров, а соперники, которые едут сзади, не в состоянии вас обогнать, то это неплохой вариант.
Если шины образца 2010-го года действительно так себя ведут, то на некоторых трассах в ходе пятничных тренировок будет трудно найти оптимальную тактическую схему: по мнению ряда экспертов, возможно, правильнее будет провести пит-стоп раньше соперника. Но очень многое будет зависеть от характеристик трассы и от того, каким будет характер износа шин.
По результатам Алонсо, показанным в Хересе, можно сделать следующий вывод: если в ходе гонки Ferrari сможет выдержать довольно продолжительный период, когда шина Medium теряет скорость, и не позволит соперникам провести обгон, значит, эту более быструю резину можно использовать в квалификации, и после этого она еще позволит проехать 45 неплохих кругов.
Возможно, в Ferrari разрабатывали свое шасси, ориентируясь на эту тактику: похоже, что такая шина хорошо работает в режиме квалификации, и позволит гонщикам Скудерии занять высокое место на старте. А после того, как минует период гранулирования, эта резина вновь ведет себя стабильно быстро…
Шумахер тоже проводил длинные серии кругов, но на более жестких шинах, – и тоже выглядел весьма стабильно, хотя и работал в ином ключе. Однако на таких шинах он примерно полсекунды проигрывал в квалификационном режиме.
Но, как я уже говорил, на тренировках у команд будет недостаточно времени, чтобы детально оценить особенности поведения шин, поскольку в пятницу никто не проезжает очень длинных серий кругов.
Не исключено, что по пятницам команды будут ставить перед гонщиками разные задачи: одни из них будет проводить длинные серии, а второй – заниматься поиском тонких настроек. Именно это и имеют в виду гонщики, когда говорят о совместной работе на благо команды, потому что в 2010-м году им действительно придется трудиться слаженно и организованно…»