Британский эксперт Джеймс Аллен рассказывает о своих впечатлениях после посещения завода моторостроительной фирмы Cosworth…
Джеймс Аллен: «Недавно я побывал на фирме Cosworth, чтобы все увидеть своими глазами и узнать о результатах тестов. Cosworth возвращается после трехлетнего отсутствия и будет поставлять моторы Williams и еще ряду других команд, и это во многих отношениях символично: после оттока автоконцернов в Формуле 1 начинается новая эра.
Когда FIA обнародовала список новых команд, допущенных к участию в чемпионате 2010-го года, – а все они должны будут использовать двигатели Cosworth, – то по поводу этой фирмы было немало скепсиса. Ходили разговоры, что новичков просто обязали использовать британские моторы, однако были определенные причины, объясняющие, почему федерация отвергла предложения нескольких известных концернов. Также поговаривали, что они будут неконкурентоспособны, – поскольку неэкономичны, и потому что технологии успели уйти вперед. Открытого обсуждения цен не было, но считается, что Cosworth просила за свои двигатели меньше конкурентов, предлагая их примерно за 5 млн. фунтов стерлингов в год.
Позже выяснилось, что одна из новых команд, US F1, не сможет выйти на старт; HRT привезет в Бахрейн машину, не прошедшую тесты, а еще две новые команды проигрывают лидерам около четырех секунд на круге.
В основу нового мотора положен тот же силовой агрегат, который в 2006-м году использовала Williams, но скорость вращения коленчатого вала ограничена 18000 об/мин. В этом сезоне Williams можно считать “флагманской” командой среди клиентов Cosworth: на тестах она отработала весьма неплохо, пропустив вперед только четверку лидеров и претендуя на звание лучшей из середняков.
“Вы не поверите, сколь велика разница между командами, с которыми мы работаем, – говорит Марк Галлахер, глава Cosworth. – От опытнейшей Williams с ее исключительным профессионализмом и очень высокими требованиями, нацеленной на победы в гонках, – до новичков, никогда ранее не выступавших в Формуле 1, которые всему еще только учатся и просят нас помочь им в тех областях, где Williams уже давно все известно”.
Цель, которую ставили перед собой специалисты Cosworth, заключалась в создании мотора, не уступающего по мощности Mercedes, и столь же экономичного, как Renault. Они полагают, что цель почти достигнута. Так ли это, выяснится в ходе первых гонок, когда можно будет все оценить в боевых условиях.
На тестах двигатель в основном работал в щадящих режимах, но на одном из таких моторов гонщики Williams проехали более 2,5 тысяч км, т.е. отработали целиком в Валенсии и частично – в Хересе. По данным тестов видно, что на прямых Williams едет намного быстрее, чем год назад, когда использовала моторы Toyota. В Барселоне максимальная скорость Williams составила 308 км/час, и это третий результат, практически на уровне Ferrari, и на 5 км/час медленнее, чем у McLaren с ее волшебным задним крылом. Кроме того, Cosworth продемонстрировали и впечатляющую надежность: всего эти моторы прошли 11336 км (в основном этот показатель обеспечила Williams, но свой вклад внесли также Lotus и Virgin).
Работать с четырьмя командами одновременно – сложная задача из области логистики. В 2010-м году фирма Cosworth намеревалась построить 100 двигателей: 10 для тестов и 80 – для пяти гоночных команд. Поскольку US F1 выбыла из игры, а HRT не принимала участия в тестах, общее количество будет немного меньше, но все равно это много. Накануне каждого Гран При Cosworth должна поставить каждой из своих клиентских команд по пять моторов, которые они доставят на автодром самостоятельно. Бригада технической поддержки, работающая на каждой гонке, будет состоять из 18-ти специалистов Cosworth.
До последнего момента специалисты Cosworth занимались доработкой своих моторов, тогда как производители, принимавшие участие в предыдущем сезоне, такой возможности были лишены. Галлахер пояснил, как в реальности работало это правило: “Мы прекратили доработку мотора 1 марта 2010-го года. После этого необходимо было отправить в FIA, а также всем производителями моторов, особое досье, где перечислялось все, что мы делали с нашим силовым агрегатом.
С этого момента работы были остановлены, и у вас уже нет права инвестировать в модернизацию миллионы долларов. Вы можете обращаться за разрешением в единственном случае: если вас преследуют проблемы с надежностью. В этом случае вы должны будете объяснить проблему федерации, представители FIA обсудят ее с вашими конкурентами, причем, каждый из них может наложить вето…”
После экскурсии по заводу Cosworth я подумал, что все выглядит точно так же, как и три года назад, когда я был здесь в последний раз – за исключением новой симпатично оформленной приемной. Везде кипела работа, поскольку шла подготовка к отправке двигателей в Бахрейн, что и произошло в прошлую пятницу…»