Возвращение Михаэля Шумахера стало одной из самых обсуждаемых тем минувшего межсезонья. В возрасте 41 года немецкий пилот, который является абсолютным рекордсменом Формулы 1 практически по всем показателям, принял предложение компании Mercedes и своего старого знакомого Росса Брауна – и вновь сел за руль.
О том, сколь непростым получился сезон 2010 года для титулованного гонщика, сказано уже немало. Однако сам Михаэль до настоящего момента не говорил откровенно о том, что же творилось в команде и почему Нико Росбергу удалось переиграть куда более опытного и искушенного напарника.
В интервью Auto Motor und Sport Шумахер впервые дает критическую оценку прошедшему сезону и рассказывает о тех сложностях, которые сопровождали его возвращение в чемпионат мира.
«В любой команде быстрейший из двух гонщиков является ориентиром для напарника, – рассказал победитель 91 Гран При. – Вы имеете возможность видеть по телеметрии, как он управляет машиной, но не всегда можете использовать те же приемы из-за разницы в стилях.
К примеру, я всегда имел преимущество над Нико в быстрых поворотах, а он выглядел чуть лучше в медленных. Потому, если в скоростном вираже он оказывался быстрее, мы изучали данные – и оказывалось, что моя машина испытывает там избыточную поворачиваемость, а его – нет, хотя имеет даже большие, чем у меня, углы атаки антикрыльев».
Михаэль признаётся, что техника не раз преподносила ему неприятные сюрпризы: «Сейчас уже можно говорить о том, что несколько раз выхлопные газы на моей машине оказывались слишком горячими, что вызывало повреждение днища. Иногда воздуховод непроизвольно срабатывал в тех ситуациях, когда не должен был делать этого. Но не стоит забывать, что мы проводили реструктуризацию команды по ходу сезона и одновременно пытались угнаться за лидерами».
На темпах совершенствования MGP W01 не могло не сказаться и ощутимое сокращение персонала команды после ухода компании Honda из Формулы 1. «Разработки, которые мы внедряли, требовали долгого отладочного периода, прежде, чем начинали функционировать, – рассказал Шумахер. – Ведь большая их часть разрабатывалась еще в ту пору, когда структура команды была далеко не оптимальной. Перестановок было очень много».
Михаэль привел немало конкретных примеров того, как технические проблемы мешали ему добиваться хороших результатов. Именно так, например, произошло на Гран При Сингапура: «Контролировать заднюю часть машины становилось все сложнее. Я пытался что-то сделать, меняя угол атаки переднего крыла, но видел, что Нико отрывается все дальше. При этом мне удавалось более-менее поддерживать темп Рубенса Баррикелло, а сзади весьма активно наседал Камуи Кобаяши. Через неделю команда представила анализ ситуации: к финишу разница в углах атаки у меня и Нико составила пять градусов».
Вот еще один пример: «В Спа у меня вообще не работал воздуховод – разумеется, в интересах команды я ничего не стал говорить об этом публично. В Японии ситуация повторилась – система срабатывала в поворотах, лишая меня прижимной силы. Как оказалось, произошла механическая поломка. При этом у Нико никаких проблем все это время не было. Тогда я даже сказал Норберту Хаугу и Россу Брауну, что пришло время рассказать о том, что происходит».
Впрочем, в той ситуации сор из избы решено все же было не выносить. «Мы предпочли обговорить ситуацию внутри команды. Однако о многих вещах я сам узнавал лишь пост-фактум – можете представить, что мне приходилось испытывать. И ведь такое случалось по ходу сезона не раз. Но я убежден, что в 2011 году подобные ситуации уже не повторятся».
Отдельно Шумахер отметил, что слики Bridgestone тоже доставили определенные сложности: «Шины не самым лучшим образом подходили характеристикам шасси, вдобавок, их свойства заметно разнились от комплекта к комплекту».
При этом гонщик не спешит обвинять команду и отдает себе отчет в том, что первопричина всех сложностей кроется не в настоящем, а в недавнем прошлом. «Когда Honda ушла из Формулы 1, команда оказалась в сложной финансовой ситуации и вынуждена была расстаться с частью сотрудников, – говорит Михаэль. – Оставшихся хватало на каждодневное функционирование, но и только, не было почти никаких разработок на будущее».
Впрочем, и трехлетнюю паузу в собственных выступлениях немец тоже не сбрасывает со счетов. «Да, мне уже не 25 лет, а 41 год. Машина стала в известной степени компромиссом, и мне было непросто пилотировать так, как я бы хотел – особенно если учесть характеристики шин. Я привык тормозить в последний момент и входить в поворот как можно быстрее. В минувшем сезоне это удавалось не всегда.
Впрочем, сейчас наша ситуация намного лучше благодаря огромной поддержке со стороны Mercedes. Но было бы наивно полагать, что она сразу же позволит нам включиться в спор за титулы. В то же время не сомневаюсь, что мы сделаем серьезный шаг вперед, и если все сложится хорошо – в 2011-м будем побеждать в гонках».