Книга No Angel, снабженная подзаголовком «Тайная жизнь Берни Экклстоуна», написанная Томом Бауэром, одним из лучших британских мастеров жанра журналистского расследования, безусловно, привлекла серьезное внимание прессы. Не в последнюю очередь из-за того, что самому коммерческому боссу Формулы 1 она очень не понравилась. Говорят, узнав о том, что Бауэр раскрыл какие-то детали, связанные с браком Экклстоуна с бывшей хорватской моделью Славикой и последовавшим в 2009-м году разводом, Берни был настолько взбешен, что в гневе швырнул в стену мобильный телефон. О судьбе аппарата можно догадываться, а на стене осталась отметина, – пишет информированная лондонская The Times.
И все-таки основная тема книги – не личная жизнь человека, начинавшего как торговец подержанными автомобилями из предместий южного Лондона, а его фантастическая способность зарабатывать огромные деньги. В своей книге Бауэр достаточно подробно рассказал о том, что Экклстоун умудрился продавать Формулу 1 не менее пяти раз, при этом всегда сохраняя над ней контроль и заработав на этом порядка 2,5 миллиарда фунтов стерлингов.
Что касается развода Эккслтоуна, то Бауэр пишет, что отношения между бывшими супругами более походили на «поле битвы», и в итоге эта история завершилась тем, что Берни выплатил Славике порядка 750 миллионов фунтов – рекордную сумму по меркам Великобритании. Возможно, это единственный случай в его биографии, когда ему самому пришлось расстаться с большими деньгами.
Возможно, Бауэр действительно в чем-то злоупотребил доверием Экклстоуна: по информации The Times, Берни действительно многое ему раскрыл в ходе совместных путешествий на своем частном самолете и разрешив общаться со многими близкими деловыми партнерами, людьми, как правило, непубличными.
В книге рассказывается, как постепенно Берни превращался в могущественного менеджера, управляющего Формулой 1, личного друга монарших особ и поп-звезд, однако там нет каких-то явных свидетельств того, что коммерческая деятельность Экклстоуна могла иметь противозаконный характер.
И сейчас, когда ему уже 80, он по-прежнему остается на своем посту, ежегодно получая от инвестиционного фонда CVC Capital Partners 2,5 миллиона фунтов в виде зарплаты, и еще порядка миллиона в виде бонусов. Кроме того, фонд, которому принадлежит контрольный пакет акций Формулы 1, берет на себя компенсацию всех расходов Экклстоуна, в том числе оплачивает топливо для его частного самолета Falcon, стоимостью в 40 млн. фунтов.
Бауэр подчеркивает, что своим коммерческим успехом Эккстоун во многом обязан своей деловой хватке и быстрой реакции, необходимой при заключении контрактов или переговорах с партнерами. В частности, в книге приведен такой случай, рассказанный Роном Деннисом, бывшим главой McLaren: во время дебатов вокруг нового Договора Согласия он заявил Экклстоуну, что «этот договор не будет подписан».
«Готов поспорить, что будет» – сказал Берни. Тут же было заключено пари: победителю причиталось 250 тысяч фунтов. Тогда Экклстоун взял ручку и подписал документ на глазах у озадаченного Денниса.
«Мы не оговаривали, сколько человек должны его подписать», – торжественно провозгласил Берни и, разумеется, получил выигрыш.