На Нюрбургринге борьбу за победу вели три гонщика на трех разных машинах, примерно равных по скорости. Как заметил после финиша Льюис Хэмилтон, залог успеха состоял в том, чтобы идеально выполнить свою работу, не допустив ошибок: по мнению британского эксперта Джеймса Аллена, сказанное в равной мере относилось и к стратегам команд, и к механикам, работавшим на пит-лейн…
Джеймс Аллен: «В итоге все решило вдохновение, с которым Льюис провел гонку, и четко продуманная тактика. Однако в глубине пелетона мы также видели, что разные тактические схемы по-разному влияли на результат, особенно это относится к Адриану Сутилу, финишировавшему 6-м впереди обоих гонщиков Mercedes GP, хотя их машины были быстрее.
Основным определяющим моментом, влиявшим на выбор тактики в Германии, была скорость на более медленных шинах Medium. Если исходить из того, что разница в скорости между Soft и Medium была на уровне 1,5 сек. на круге, то дистанцию следовало пройти с двумя пит-стопами. Если эта разница больше, то число пит-стопов вырастало до трех, и на Medium надо было проехать короткий отрезок в конце гонки.
В ходе пятничных тренировок выяснилось, что ресурс шин больше, чем ожидалось, и многие команды нацелились на два пит-стопа, считая это оптимальным вариантом. Однако ночной субботний ливень смыл с асфальта слой резины, из-за чего некоторые передумали и перешли на три пит-стопа.
В прежние времена, когда все ездили на Bridgestone, такое состояние трассы вызвало бы сильное гранулирование шин, но в случае с Pirelli этого не наблюдалось. Поверхность асфальта была чистой, поэтому сцепление с трассой было хуже, как и времена прохождения кругов, но зато резина медленнее изнашивалась.
Три претендента на победу
Гонщики лидирующей тройки проехали дистанцию с тремя пит-стопами, но заключительный отрезок оказался очень коротким. Например, Марк Уэббер проехал на третьем комплекте Soft 26 кругов. Никто не хотел переходить на шины Medium, поэтому момент последнего пит-стопа лидеры постарались максимально оттянуть. А наиболее радикальную версию этого сценария мы увидели в исполнении Себастьяна Феттеля и Фелипе Массы: они поставили Medium на предпоследнем круге!
Уэббер, стартовавший с поула, но тут же уступивший лидерство Хэмилтону, смог вернуть себе позицию после первого пит-стопа, поменяв шины раньше соперника, на 14-м круге. К моменту остановки в боксах Марк отставал от Льюиса на 0,5 секунды. Механики Red Bull Racing сработали очень быстро, плюс первые два круга после пит-стопа австралиец проехал очень агрессивно, и это позволило ему выйти в лидеры. Он очень старался оторваться от преследователя, но Хэмилтон был быстрее на первом и третьем секторах, и вскоре Уэббер понял, что выиграть гонку ему не удастся.
Марк слишком активно атаковал в начале второго отрезка, и затем его скорость начала падать. Он попытался вновь обойти соперника за счет более раннего пит-стопа, но на этот раз безуспешно. Когда Уэббер отправился в боксы, Хэмилтон и Фернандо Алонсо, поменявшие шины на два круга позже, смогли взвинтить темп. Второй пит-стоп австралийца продолжался на 0,8 сек дольше, чем первый, и в итоге он оказался на 3-й позиции.
Если первый пит-стоп Хэмилтон и Алонсо провели одновременно, то во второй раз британец отправился в боксы раньше. На круге, предшествовавшем пит-стопу, Фернандо был на 0,7 секунды быстрее Льюиса, и механики Ferrari поменяли колеса на 0,4 секунды быстрее. Любопытно, что первый круг после визита в боксы на свежих шинах гонщик McLaren проехал не намного быстрее, чем Алонсо, который в это время резину еще не поменял: это противоречит расчетам, говорившим, что более ранний пит-стоп дает преимущество.
Алонсо выехал из боксов перед соперником, но проблема Ferrari в том, что резина на алых машинах прогревается не сразу, и Хэмилтон смог обогнать испанца во 2-м повороте. Т.е. в теории тактика Ferrari выглядела выигрышной, но в реальности не сработала.
Уэбберу удалось отыграть позицию за счет более раннего первого пит-стопа, но во второй раз ни ему, ни Хэмилтону не удалось добиться преимущества. Отчасти это можно объяснить тем, что перед первым пит-стопом на более тяжелых машинах резина изнашивается несколько более интенсивно, но к моменту второй остановки в боксах ситуация меняется.
Что касается выбора оптимального момента для перехода на более медленную резину Medium, то здесь надо было найти подходящий пример, на который можно было ориентироваться, и его продемонстрировали Виталий Петров и Камуи Кобаяши.
Пастор Мальдонадо перешел на Medium рано, еще на 35-м круге, но его скорость была нестабильной. Петров поставил эту резину на 46-м круге и на втором круге после выезда из боксов показал лучшие для себя результаты прохождения секторов, а Кобаяши поехал быстрее Серхио Переса, своего напарника, который еще не успел перейти на более жесткие шины. В McLaren поняли, что пора ставить Medium.
Уэббер к этому времени уже отстал и ехал в 8 секундах позади Алонсо. Хэмилтона пригласили в боксы на 51-м круге, но Ferrari не отреагировала, и Фернандо оставался на трассе еще два круга, поскольку в Скудерии больше беспокоились из-за скорости на более жестких шинах.
Хэмилтон, поставив Medium, сразу поехал довольно быстро, и победа, фактически, была у него в кармане. Уэббер попытался было обойти обоих соперников, оттянув последний пит-стоп, но слишком сильно отставал, и это ему не удалось.
Сутил против Росберга
Одним из ярких моментов гонки стало выступление Адриана Сутила за рулем машины Force India. Он идеально провел уик-энд и в итоге финишировал 6-м, впереди представителей Mercedes GP и Lotus Renault. В квалификации он был 8-м, проиграв две позиции и 0,8 сек Росбергу, но в ходе гонки обошел Нико, что уже можно считать заметным достижением.
Дуэль Сутила и Росберга можно считать подтверждением того, что тактика двух пит-стопов оказалась более удачной, чем трёх. В Force India ориентировались на данные компьютерной симуляции, говорившие, что две остановки позволяли проехать дистанцию так же быстро, как и три; зато в первом случае снижался риск потери времени из-за трафика или сбоя на пит-стопе.
Сутил посещал боксы на 22-м и 48-м круге; Росберг – на 14-м, 36-м и 53-м. На первом отрезке они показывали сравнимые результаты прохождения кругов, но затем Сутил поехал быстрее соперника. На машинах Mercedes резина изнашивается быстрее, и Адриан, отстававший на 4 секунды, догнал Нико уже к моменту, когда тот провел первый из трех пит-стопов.
Квалификация подтвердила, что MGP W02 быстрее, чем VJM04, зато машина Force India щадит резину, поэтому финишную черту Сутил пересек на 10 секунд раньше Росберга.
Адриан производил хорошее впечатление в ходе всего уик-энда; кроме того, ему удалось показывать стабильную скорость на шинах Medium. После перехода на более жесткую резину он сразу поехал быстро и свой лучший круг в гонке показал именно на ней, через 9 кругов. Кстати, многие команды столкнулись с трудностями прогрева Medium в условиях прохладной погоды.
Сколько литров заливать?
На Нюрбургринге все ожидали дождя, и это отразилось на топливной тактике команд. Многие недолили топлива в баки своих машин в расчете на дождевую гонку и потом вынуждены были экономить. На самом деле Алонсо уступил 4 секунды Хэмилтону именно поэтому, и в итоге все равно у него кончился бензин на круге возвращения в боксы.
Если помните, в Сильверстоуне топлива недолили Льюису, но на Нюрбургринге McLaren не повторила этой ошибки».
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com