Бывший гонщик Формулы 1, комментатор BBC Мартин Брандл проанализировал события Гран При Италии в авторской колонке на сайте компании, подробно остановившись на продолжительной дуэли Льюиса Хэмилтона и Михаэля Шумахера…
Мартин Брандл: «Пока основные соперники боролись и сталкивались друг с другом, Себастьян Феттель уверенно мчался к победе, которая практически гарантировала ему второй титул за шесть Гран При до конца сезона. Себастьян был очень эмоционален на подиуме, глядя на многотысячную толпу благодарных и, возможно, несколько разочарованных болельщиков.
Феттель – решительный и умный гонщик, требовательный к себе и команде, но его слёзы на подиуме говорят о том, что он – не «машина» для побед, а некоторое ребячество и открытый характер делают его одним из самых приятных собеседников в паддоке. Я никогда не понимал тех, кто считает, что он способен побеждать только при старте с поула и только за рулём самой быстрой машины.
Фернандо Алонсо едва не вытеснил его с трассы на скорости более 320 км/ч в Curva Grande. На пресс-конференции после финиша испанец признал, что действовал слишком жёстко, и принёс извинения. Думаю, он всё ещё переживает по поводу событий двухнедельной давности, когда напарник Феттеля Марк Уэббер эффектно обогнал его в Eau Rouge. Извинений оказалось недостаточно, после гонки Феттель официально попросил стюардов рассмотреть обстоятельства этого инцидента.
Удивительно, что их не попросили прокомментировать оборону Михаэля Шумахера от атак Льюиса Хэмилтона. Один из стюардов после финиша сказал мне, что расстроен – по ходу гонки его никто не консультировал, а у него было очень смутное представление о том, что такое "блокировка". Я спросил директора гонки Чарли Уайтинга, могут ли стюарды консультироваться в таком случае, он ответил: «Безусловно».
Произошло вот что. Центр контроля за гонкой предупредил Mercedes GP, а Росс Браун дважды по радио обратился к Шумахеру, чтобы он оставлял Хэмилтону больше места. Михаэль действовал агрессивно, правила запрещают гонщикам вытеснять соперника с трассы. Такие инциденты обязательно должны разбираться, как в случае с Алонсо и Феттелем, так и в ситуации с Шумахером и Хэмилтоном.
Разбирая обстоятельства инцидента, стюарды имеют максимум информации – точную траекторию машин по данным GPS, телевизионную картинку со всех камер, что позволяет проанализировать последовательность действий гонщиков. По одной картинке, которая передаётся в телевизионном эфире, невозможно дать объективную оценку.
Есть общепринятые нормы поведения на трассе, в соответствии с которыми при защите позиции гонщику разрешено предпринять лишь один манёвр, хотя это понятие трактовать сложно – гонщики смещаются перед точками торможения и поворотами, или просто пытаясь вывести соперника из «воздушного мешка» позади своей машины. У Хэмилтона были проблемы с этим в Малайзии, когда он четыре раза менял траекторию перед Алонсо.
Михаэлю повезло, что он избежал наказания – некоторые манёвры были весьма сомнительными – во время торможения в Ascari, попытки выпихнуть Хэмилтона на траву в Curva Grande и очевидной двойной смены траектории между второй шиканой и первым Lesmo.
Стоит отметить, что Дженсон Баттон смог опередить их обоих за несколько поворотов, а Хэмилтон всеми действиями хотел доказать, что для него главный приоритет – финишировать в гонке.
Бывает, что вы чувствуете какой-то психологический барьер, когда едете за каким-то конкретным гонщиком. Мне это хорошо знакомо, и я знаю, каково быть жертвой манёвров Шумахера. Я был его напарником, когда в Венгрии’92-м он жёстко выдавил меня на траву.
Итак, моя точка зрения:
Применялись ли правила, регламентирующие действия гонщиков, системно и последовательно? Нет.
Штрафовали ли гонщиков за меньшие нарушения, чем у Михаэля? Да.
Штрафовали ли Хэмилтона за меньшие нарушения? Да.
Оштрафовал бы я Шумахера в гонке, учитывая увиденное по телевизионной картинке? Нет. Все любят интересную борьбу, в которой гонщики действуют жёстко, но в этом случае стоило бы вынести официальное предупреждение.
В прямом эфире я сказал, что Михаэль очень точно позиционирует машину при обороне, но его последующие манёвры переходят пределы допустимого.
Почему блокировка так опасна? В младших сериях она порой приводит к гибели гонщика или вылету машины в те зоны, где могут быть маршалы или зрители».