За последние десять лет число европейских и выездных гонок в календаре чемпионата сравнялось, и многие говорят о том, что экспансия Формулы 1 на восток продолжится в ущерб историческим трассам чемпионата. В своей колонке на Formulasantander.com Педро де ла Роса рассуждает о причинах увеличения числа азиатских гонок.
Педро де ла Роса: «Возвращаясь с Гран При Сингапура, я думал, что это был лучший Гран При сезона. Я имею в виду не гонку, которая оказалась довольно предсказуемой, а прежде всего великолепную атмосферу, которая чувствовалась всю неделю. Раньше я не мог предположить, что машина Формулы 1 очень красива при искусственном свете, или что освещенная трасса может так элегантно рассеивать темноту в предрассветные часы.
Весь город живет Гран При – это особенность только настоящих городских гонок, таких, как Гран При Сингапура или Монако, и в какой-то степени, хотя и с оговорками, она относится к Мельбурну, Монреалю и Валенсии, которые я считаю наполовину стационарными трассами.
Если Монако – исторический центр Формулы 1 в Европе, то Сингапур имеет такое же значение для новых территорий, которые появляются на карте чемпионата мира: это пример того, что нас ждет в будущем, которое, возможно, уже наступило, но мы не хотим этого замечать.
Как известно, гонки Формулы 1 проводятся в тех странах, которые могут себе это позволить, а большинство таких стран находятся на Ближнем Востоке или в Азии. Следовательно, Ф1 постепенно рвёт свои связи с Европой и расширяет влияние в этих странах. Я понимаю, что с этим очень тяжело смириться людям, кто, как и я, вырос на гонках Формулы 1, проходивших на Нюрбургринге, в Брэндс-Хетче, Эшториле и на Поль Рикаре, но надо признать, что чемпионат мира не может концентрироваться только на Европе. Кроме того, инвестиции из азиатских стран вытесняют и даже заменяют европейские традиции. Такова реальность, и Сингапур, коммерческий и финансовый центр Азии, это подтверждает.
Многие считают, что гонка проходит в Сингапуре вечером, чтобы в Европе смогли её посмотреть в привычное время. Не будьте наивными: дело не только в необходимости адаптироваться к европейскому графику. Конечно, это отлично подходит Европе, но, по-моему, главная причина в том, что Сингапуру нужен именно ночной Гран При.
По той же причине Гран При Абу-Даби не может проходить полностью днем или только вечером: организаторам этой гонки важно было первыми предложить новую идею "комбинированной" гонки, ведь Сингапур уже "украл" право на проведение ночного Гран При.
Интересно, что при проектировании трассы в Абу-Даби первой задачей было создание самой длинной прямой. До этого самая протяженная прямая располагалась на китайской трассе Шанхай, и было решено сделать прямой отрезок на несколько метров длиннее. Теперь Яс-Марина считается трассой с самой длинной прямой.
Поскольку в Сингапуре уже проходит ночная гонка, было сложно выбрать оптимальное время суток для проведения Гран При. Поскольку при сооружении трассы было предусмотрено необходимое освещение, то Гран При Абу-Даби не стал ни дневной, ни ночной гонкой – это первый и единственный этап Формулы 1, который начинается при свете дня (в 17:00 по местному времени), а заканчивается вечером в лучах прожекторов. Этим и многим другим он напоминает Гран При Сингапура, но при этом он стал особенным, первым в своем роде, современным, инновационным и зрелищным этапом. Зрители не хотят его пропускать, а гонщики стремятся выступить на этой трассе.
Поэтому я спрашиваю вас: продолжим ли мы смотреть гонки, которые будут начинаться в 14:00 каждое второе воскресенье и при этом станут более зрелищными? Согласен, это не так уж важно. Просто мне нравится размышлять об этих событиях, ведь в Формуле 1 все меняется очень быстро.
Не следует забывать о том, что если в этих странах будут проходить Гран При, которые станут самыми зрелищными и яркими гонками в календаре чемпионата, которые будет посещать рекордное число зрителей, то постепенно они вытеснят легендарные классические автодромы.
Это любопытно, хотя и очевидно. Мир смотрит на восток, или это касается только Формулы 1?»