В интервью британской газете Daily Mail участник 165 Гран При Мартин Брандл рассказал о работе комментатора, а также о прошлом и настоящем Формулы 1…
«В моих жилах течет бензин, – признался Брандл в интервью Daily Mail. – Я сел за руль еще ребенком и начал участвовать в местных гонках недалеко от Норфолка».
С тех пор Мартин провел в Ф1 12 сезонов и 9 раз поднимался на подиум. В его коллекции есть победные кубки из Ле-Мана и чемпионский титул Мирового первенства спорткаров. Сейчас он комментирует Формулу 1 на Sky Sport, которая приложила гигантские усилия, чтобы переманить его с BBC.
Мартин Брандл: «Кажется, на протяжении всей моей гоночной карьеры я искал факты, которые пригодятся мне в карьере комментатора.
Вы стоите столько, сколько вам готовы платить. Рекомендованной оплаты труда комментатора Формулы 1, гонщика, футболиста или кого-то еще не существует, но на Sky Sport я получаю определенно больше денег, чем на BBC. Честно говоря, когда на BBC собирались удержать меня, мне кажется, они были ограничены несколькими факторами – финансированием и программой передач.
Я оказался в очень приятном положении – за контракт со мной боролись две телевизионные компании. Возможно, некоторые объясняют мое решение предположением о том, что любые действия основаны на деньгах, но если бы для меня денежный фактор имел ключевое значение, я бы подписал контракт со Sky Sport за неделю до того, как прояснилась ситуация с BBC.
BBC отлично освещала Формулу 1: мы получили множество наград, у нас был высокий рейтинг, который продолжал расти, но компания решила сократить расходы, а сокращение трансляций Формулы 1 – отличный способ сэкономить. Очевидно, что руководство медиаконцерна не считало этот спорт самым важным.
Я перешел на Sky Sport, поскольку мне кажется, что эта компания сохранила преданность чемпионату. Все просто: меня интересовала возможность вести все гонки в прямом эфире. Например, BBC транслирует две первые гонки сезона не в прямом эфире, а в записи, и они идут спустя пять часов. Меня не устраивала возможность поехать в Австралию и Малайзию, но при этом не вести прямой эфир – меня интересуют только прямые трансляции, ведь это частично заменяет адреналин, к которому я привык как гонщик.
Я боролся на трассе со Стирлингом Моссом, когда ему было 50 [в "кузовном" первенстве BTCC]. Даже тогда он оставался потрясающим спортсменом! В то время у него были проблемы со сцеплением, но однажды в Брэндс-Хетч пошел дождь – тогда он словно воспрял. Вспоминая этот период, я понимаю, что мог очень многому у него научиться.
Каждая упущенная победа в Гран При приносила мне много негативных эмоций. Я должен был выиграть несколько гонок. В Гран При Канады 1992 года я обогнал [своего напарника по Benetton] Михаэля Шумахера и нагонял Герхарда Бергера, у которого за 20 кругов до финиша возникли проблемы с двигателем. Но на моей машине срезало болты дифференциала. Покидая Монреаль, в аэропорту я выпил много виски, ведь я мог бы выиграть, если бы мне немного повезло.
Некоторые гонщики побеждают благодаря удаче, а у меня нечасто появлялась возможность приехать к финишу первым. Упускал ли я шансы из-за машины? Нет, но, в конце концов, лучшие гонщики получают лучшую технику, и в этом плане не стоит себя обманывать.
Я на равных боролся с Айртоном Сенной. Он опередил меня в Тракстоне в борьбе за титул в Формуле 3, но в том сезоне у нас было несколько крупных сражений: в Олтон-парке и в Снеттертоне, где он врезался в мою машину и вынес ее с трассы. Уже тогда он демонстрировал черты характера, которые весь мир узнает позже. Айртон был очень огорчен тем, что дирекция гонки отозвала его лицензию за опасное поведение на трассе, и укрепился во мнении, что против него была вся система – и такое случилось не в последний раз.
Я сожалею о том, что не поехал на похороны Айртона. Дело в том, что в 1985 году я видел аварию, в которой погиб мой напарник по Tyrrell Штефан Белофф, и поехал в Германию на похороны. Я стал свидетелем горя его семьи и его подруги и – тогда решил больше не ездить на похороны. Я не хотел забивать себе этим голову.
Аварии неизбежны. Они могут произойти, даже когда вы едете в магазин на скорости 50 км/ч, и стать для вас настоящим шоком. В гонках аварии не воспринимаются как что-то серьезное – это часть спорта, и вы контролируете степень риска. Даже после рождения детей я не стал медленнее – все дело в присущем всем спортсменам эгоизме.
В 1984 году я сломал обе ноги на гонке в Далласе, и с тех пор моя левая лодыжка в ужасном состоянии. Тогда у меня на скорости взорвалась шина, и машина несколько раз ударилась об ограждение: в первый раз она выдержала, на втором ударе передняя часть отлетела, поэтому на третьем ударе мои ноги ничем не были защищены. Когда машина, наконец, остановилась, в крови еще играл адреналин, поэтому я вылез из кокпита и постарался бегом вернуться в боксы. Я до сих пор слышу треск, ведь моя нога была совершенно раздроблена».
В 1992 году Мартин Брандл был напарником Михаэля Шумахера в Benetton и после ухода из команды сохранил приятельские отношения с будущим семикратным чемпионом, пока между ними не произошла размолвка.
«Я пять лет не разговаривал с Михаэлем Шумахером, – продолжил британский гонщик. – После моего ухода из Benetton мы были хорошими приятелями. А спустя несколько лет он прочитал какую-то мою реплику и не согласился с ней. Я так и не понял, на что он мог так отреагировать. Михаэль очень чувствительный человек и не любит, когда его критикуют. Когда мы, в конце концов, поговорили, он уже не вспомнил, что его так разозлило».
Мартин Брандл не обошел стороной Берни Экклстоуна, отношение к которому всегда было противоречивым.
«У Берни Экклстоуна сложный характер, – добавил экс-пилот Формулы 1. – Сомневаюсь, что он всегда правильно себя позиционирует. Его чувство юмора и подбор слов не всегда играют ему на руку, но он невероятно умный человек и один из лучших партнеров по переговорам. С его помощью Формула 1 превратилась в третье по масштабам спортивное соревнование на планете – она уступает только Кубку мира по футболу и Олимпиаде. Когда я был президентом Британского клуба автогонщиков и комментатором, Берни несколько раз негативно отзывался обо мне, но так бывает».
В прошлом сезоне Льюис Хэмилтон часто становился объектом критики, но Мартин Брандл уверен, что если чемпион 2008 года пересмотрит свой подход к гонкам, он сможет навязать борьбу Себастьяну Феттелю…
«Льюис Хэмилтон должен пересмотреть свои цели и перестать упускать возможности. Если он хочет опередить Себастьяна Феттеля и Red Bull Racing, то должен ежедневно очень рано вставать и с самого утра думать об этом, а я сомневаюсь, что он так поступал. Льюис – очень быстрый и целеустремленный гонщик, но мне кажется, он переживает сложный период. Он как-то сказал, что его не устроит единственная победа в чемпионате, и он совершенно прав. Ему нужна стабильная обстановка.
В отличие от Хэмилтона, Феттель полностью сконцентрирован на гонках и ведет очень простой образ жизни. В то же время, мне кажется, Льюис – единственный человек, который может навязать ему борьбу, но он не собирается отказываться от общества рэперов, знаменитой подруги и жизни в голливудском стиле.
Себастьян Феттель выиграет третий титул – сейчас он в непревзойденной форме, но мне кажется, в этом году борьба станет более плотной. Несомненно, Red Bull Racing лишится многих преимуществ из-за перемен в регламенте. Эта команда выбрала очень сложный путь в проектировании машины: она была очень низкой спереди и очень высокой сзади, а сейчас от этой концепции отказались. Однако, если ни одна из команд не получит технического преимущества, Феттель снова будет выигрывать – он в отличной форме.
В конце концов, лучшие гонщики, несомненно, получают лучшие машины. Если бы Себастьян выступал в HRT, он не смог бы побеждать – возможно, боролся за какие-нибудь места в середине пелотона. Однако именно он выиграл в Монце за рулем Toro Rosso, разве нет? Кроме того, все помнят выступления Фернандо Алонсо в Minardi. Видите, чемпионы начинают в слабых командах, им удается добиться от машин большего, чем то, на что они рассчитаны. Именно поэтому в итоге они получают лучшую технику.
В Формуле 1 наступил отличный период. Если бы я участвовал в чемпионате сейчас, у меня не было бы шрамов по всему телу и проблем с большим количеством медленных машин впереди. Гонщики стали больше зарабатывать и чаще появляться на публике, но самое главное – у них блестящие машины с огромным потенциалом. Их очень здорово пилотировать – я знаю, ведь один раз я прокатился на одной из них. Это прекрасно!»